f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Ловушки для экономистов и регуляторов (ещё раз об "улучшении" показателя просрочки)

     Мы, экономисты, очень любим количественные показатели. Мы любим что-то измеряемое и исчисляемое и, вследствие этого иногда попадаем в ловушку. Мы начинаем судить о чём-то по "хорошему" показателю, забывая о том, что любое явление - комплексное. И именно поэтому мнения экономистов и потребителей иногда расходятся. Экономисты говорят, что нечто- очень хорошо и прекрасно, поскольку показатель такой-то вырос на столько-то процентов к уровню пролшлого года, а потребители иначе оценивают то же самое явление, поскольку их взгляд - более комплексный.
     В ещё большей степени это верно и в отношении регуляторов. В ещё большей- в отношении суждений регуляторов на основе KPI.
     В чём здесь ключевая проблема?
     В том, что если вы не знаете - как формируется показатель, как построена система его учёта, вы наверняка сделаете неправильный вывод. Подробнее я говорил об этом ранее в докладе, посвящённом железнодорожной статистике.
    Вот один пример: в качестве одного из целевых ориентиров для работы РЖД был выбран показатель доли отправок, доставляемых с просрочкой и величина значения этого показателя. После того, как этот показатель стал одним из тех, по которым оценивается работа РЖД он начал внезапно и резко улучшаться (см. данные).
     Вообще говоря, ларчик открывался проще - грузоотправителей просто заставляли подписывать (как бы "добровольно") договоры на увеличение сроков доставки грузов. Например, у вас, при  сроке доставки пять суток, отправка приехала через шесть суток, в общем случае, РЖД должно вам выплатить штраф в размере 9 % за каждые сутки просрочки (см. статью 97 Устава железнодорожного транспорта РФ). Но если вы добровольно заключили с РЖД договор, согласно которому вы разрешаете ему увеличить величину нормативного срока доставки на, скажем, 5 суток, то все отправки пришедшие, например на сутки или двое позже установленных норм, будут учтены не как прибывшие с просрочкой, а как прибывшие в срок. Таким образом, сама по себе просрочка не уменьшилась, но - формально - показатель просрочки улучшился.
     А в итоге, если на показатели просрочки будет смотреть не железнодорожник, а кто-то более поверхностный, например, журналисты (из нетранспортных изданий, например, из "Комсомольской правды") или члены правительства, или иные люди без железнодорожного образования (т.е. не изучавшие дисциплину "Статистика железнодорожного транспорта") то они подумают: "Как улучшилась работа РЖД!"
     Но проблема заключается в том, что формальные показатели улучшатся,но неудовлетворённость грузоотправителей и грузополучателей - сохранится и, даже, возможно, усилится.
     В июньском номере (№ 11-12, за 2018 г.) журнала "РЖД-Партнер" опубликованы две статьи по итогам исследований проекта "Индекс качества" (вот они, одним PDF по ссылке). В комментариях к одной из них профессор Д.А. Мачерет, комментируя причины ухудшения Индекса качества, справедливо отмечает: "Нельзя не обратить внимания на неуклонное снижение оценок показателя «соблюдение сроков доставки» уже пятый квартал подряд, что диссонирует с ростом отчетной скорости доставки и высокой долей отправок, доставленных в установленный срок. Причину позволяют понять интервью грузоотправителей. Их наибольшее недовольство вызывает расширяющаяся практика принуждения к заключению соглашений о продлении сроков доставки. Такие соглашения, безусловно, позволяют улучшить статистику доставки отправок в установленные сроки, но, как показывает практика, приводят к ухудшению оценок качества услуг клиентами. А ведь рыночный субъект должен работать не на показатель, а на клиента".
     Отсюда вытекает важный урок для экономистов: недостаточно смотреть на голые цифры, необходимо, во-первых, понимать, как они формируются, а во-вторых, учитывать то, что не всё, что кажется нам улучшением, на самом деле означает улучшение.
Tags: Заметки, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments