f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Очерк А.И. Гурьева "Чайнофилия и приватофобия"

В журнале "РСП-Эксперт" (№5, за 2018 год) опубликован очередной очерк А.И. Гурьева "Чайнофилия и приватофобия" из цикла о современной истории "РЖД". С любезного разрешения автора, публикую этот очерк здесь.

Цитата:
     "Пока госкомпания вся без остатка принадлежит государству, оценивать ее работу можно лишь по затратному методу в тоннах, километрах-брутто, вагоно-сутках и т. д. Причем даже измеряемое в рублях не имеет здесь действительного стоимостного значения, поскольку регулируемые тарифы превращают деньги из товара в фонды, которые нужно выбивать, а не зарабатывать путем продажи востребованных услуг. Соответственно, как на самом деле работает госкомпания, больна она или здорова в экономическом отношении, узнать так же трудно, как невозможно было адекватно оценить работу социали-стического предприятия. Оценивать здесь некому (нет рынка), нечего (нет продажи услуги) и нечем (нет инструментов).
     Чем дышит с экономической точки зрения предприятие, увидеть можно лишь тогда, когда оно находится в конкурентном рынке со свободными ценами. И одним из наиболее адекватных Поэтому если бы даже небольшая часть акций госкомпании находилась в свободной продаже, курс этих бумаг адекватно показывал бы, чего стоит на самом деле экономика этой компании. Понятно, что менеджменту монополии это совершенно ни к чему, потому что гораздо легче отчи-тываться бумажными показателями в справках, составляемых самими управленцами, нежели со страхом наблюдать, как падают котировки акций вследствие неквалифицированного управления.
     Кроме того, если часть акций продается, то появляется такое понятие, как миноритарий. Это тоже один из эффективных инструментов контроля за деятельностью компании, перед которым нужно отчитываться не абстрактными вагоно-километрами, а конкретными заработанными капиталами. Это тяжело, и поэтому руководство ОАО «РЖД» всегда относилось к приватизации компании резко отрицательно, камуфлируя всяческими благовидными предлогами свое вполне понятное нежелание заполучить крайне взыскательных к прибылям мелких акционеров или даже более спокойных «стратегов», имеющих тем не менее свое мнение о том, как нужно работать на рынке и зарабатывать деньги, а не проедать свои фонды.
(...) После смены руководства ОАО «РЖД» в августе 2015 года вице-премьер Аркадий Дворкович резко эволюционировавший за годы своего вице-премьерства от умеренного здорового либерализма к империалистическому госкапитализму, заявил, что перед новым президентом Олегом Белозеровым задача готовить компанию к приватизации не стоит
".
Tags: История железных дорог, Реформа железных дорог, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment