?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
ЦМР: как не допустить конкуренции
f_husainov
     Транспортная общественность бурно обсуждает очередную версию "Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2025 года". Многое в этом документе, на мой взгляд,  сильно улучшилось по сравнению с предыдущими версиями. Но, тем не менее, внутри текста, как забытые мины, закопанные на дороге, есть несколько имплантированных в текст фундаментальных заблуждений, на которые я хотел бы обратить внимание читающей публики.
     В дискуссиях вокруг этого документа много говорят о прикладных аспектах, а я хочу сконцентрироваться на двух важных, на мой взгляд, теоретических соображениях.

     В последней версии (от 16.03.2018 г.), так же как и в предыдущей (от 26.02.2018 г.) есть одно любопытное положение. В версии от 16 марта в параграфе "8. Целевое состояние рынка услуг по перевозке груза" оно выглядит так (см. стр 29):
      «При этом развитие института локальных перевозчиков и частной локомотивной тяги возможно только при выполнении следующих принципиальных условий: (...)
- не ухудшения целевого финансового состояния ОАО «РЖД»;
- отсутствие роста общей стоимости перевозки для грузоотправителей;»

     Давайте посмотрим на эти тезисы с теоретической точки зрения.
     Итак, первое из этих требований предполагает, что если на рынке локомотивной тяги появится конкуренция, то она должна быть такой, что бы один из этих конкурентов (и этот конкурент - ОАО "РЖД") ни при каких условиях не был ущемлён. Но ведь суть конкуренции, вообще говоря, ровно в том и заключается, что бы одни участники наносили «урон» другим. Более того, говорить о наличии конкуренции можно только тогда, когда никто из участников не только не защищён от урона, от проигрыша, от банкротства, но даже не может точно знать – выиграет он или проиграет.
     Как писал лауреат нобелевской премии по экономике Фридрих фон Хайек «Конкуренция представляет ценность потому и только потому, что её результаты непредсказуемы и в общем отличны от тех, к которым каждый сознательно стремится или может стремиться. Хотя в целом последствия конкуренции благотворны, они неизбежно предполагают разочарование или расстройство чьих-то конкретных ожиданий и намерений».
     То есть конкуренция на рынке есть тогда, когда вы точно не знаете – выиграете вы или проиграете, когда вам не гарантирован результат.
     Гарантирование в тексте ЦМР «не ухудшения» - фактически означает, что конкуренция здесь недопустима и что главной целью документа является недопущение конкуренции, запрет на конкуренцию.

     Второе из этих требований предполагает, что цена не должна возрасти. Но цена, её рост или снижение, является тем механизмом, который балансирует спрос и предложение. Если у вас есть дефицит какого-то ресурса и вы фиксируете цену, то дефицит сохранится и этот рынок не будет развиваться, это мысль является очевидной, как минимум, со времён выхода работы Яноша Корнаи «Экономика дефицита» (в русском переводе вышедшей в 1990 г. под названием «Дефицит»). То есть вмешательство в естественную динамику цены – полностью блокирует развитие рынка в этой сфере.
     Это требование из ЦМР говорит о фундаментальном непонимании роли цены в рыночной экономимке. Ведь именно возможность повышать или понижать цены, реагируя на недостаточный спрос или недостаточное предложение, и является главным механизмом, с помощью которого рынок обретает устойчивое равновесие. Именно повышенная цена передаёт сигнал, стимулирующий переток ресурсов на рынке, вследствие которого предложение подстраивается под спрос грузоотправителей. Именно повышение цены предоставление вагонов стимулировало рост их производства, который привёл к их профициту и снижению ставки предоставления вагона в 2013-14 гг., именно либерализация цен ликвидирровала дефицит, потому что повышение цены - это сигнал.
     Динамику цен можно сравнить с динамикой температуры у больного. Если температура повышена, значит где-то в организме идет воспалительный процесс (где-то есть дефицит какого-то ресурса на стороне предложения либо повышенный спрос). Если вы в приказном порядке распорядитесь, чтобы на градуснике была фиксированная "справедливая температура", то больной от этого здоровее не станет. Наоборот, он не будет знать, какова его "настоящая" температура, и не поймет, какие лекарства принимать или не принимать (т.е. что делать, что бы удовлетворить спрос, сбалансировать спрос и предложение).
      Уничтожение этих ценовых колебаний означает уничтожение рынка.

     Подытожим. В документе ЦМР, если отделить шелуху и посмотреть на суть сказано следующее: недопустимо появление настоящего рынка, а допустим лишь допуск некоторых субъектов на некоторые сегменты, на которые мы вам укажем.
     Этот документ - не программа развития. Это – похоронка.