?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Отчёт о семинаре ЭЖТ № 7 об инвестициях в жд инфраструктуру
f_husainov
     Во вторник 29 мая 2018 г. в Высшей школе экономики состоялось очередное, седьмое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта», которые совместно организуется Экспертным институтом и Институтом проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ.
     На семинаре выступила Милана Борисовна Челпанова с докладом «Проблемы эффективности инвестиций в железнодорожную инфраструктуру».
     Милана Челпанова в прошлом - экономический и транспортный обозреватель «Ведомостей», сейчас она работает в операторской компании «Спецэнерготранс» и является экспертом инвестиционного комитета Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО "РЖД" и его ДЗО.
     В её докладе были проанализированы подходы к формированию инвестиционной программы РЖД и выбору источников финансирования инвестиционных проектов отрасли с 2005 по 2017 г. и в перспективе на 2018-2020 гг.
     Анализ показал, что эффективность инвестиций РЖД снижается, за счет рост доли инвестиций в развитие инфраструктуры для грузов 1 тарифного класса (развитие инфраструктуры, закупка тяги и др) и сокращение софинансирования за счет средств государства.
     Докладчица рассказала о принятой в РЖД системе ранжирования инвестиционных проектов на 4 категории:
- к первой категории отнесены проекты, связанные с обновлением и поддержанием железнодорожной инфраструктуры; их РЖД финансирует за счет собственного денежного потока и амортизации;
- ко второй категории - проекты, окупаемость которых достигается на горизонте 10–15 лет и которые РЖД готово профинансировать за счет заемных средств в пределах допустимого уровня долговой нагрузки;
- к третьей категории отнесены проекты, срок окупаемости которых составляет 15–30 лет; эти проекты не могут быть в настоящее время профинансированы РЖД за счет заемных источников, так как на рынке отсутствуют рыночные источники заимствований такой срочности; такие проекты финансируются за счет выпуска инфраструктурных облигаций;
- к четвёртой категории отнесены неокупаемые проекты и проекты с окупаемостью более 30 лет (без возможности долгового финансирования); подобные проекты можно финансировать только за счет бюджетных источников.
     Анализ ключевых инвестиционных проектов РЖД, реализуемых до 2020 г., к которым относятся проекты по развитию инфраструктуры Восточного полигона, подходов к портам Северо-Запада и Юга, развитие инфраструктуры Московского транспортного узла, показывает, что большая часть инвестиций приходится на проекты четвёртой категории. На проекты с окупаемостью более 30 лет компания тратит 1,15 трлн руб. (25% от всех вложенных в инфраструктуру средств ОАО «РЖД» в 2005-2020 гг.)
     В частности, М.Челпанова отметила: «Среди неэффективных для РЖД проектов выделяется проект развития инфраструктуры Восточного полигона (Байкало-Амурская и Транссибирская магистраль), направленный на развитие экспортных перевозок угля (низкодоходного для ОАО «РЖД» груза). В 2014 г. Распоряжением Правительства РФ были утверждены источники финансирования проекта развития БАМа и Транссиба до 2020 г., предполагающие инвестиции Федерального бюджета в размере 110 млрд руб. и Фонда национального благосостояния (250 млрд руб.) Но заявленная господдержка для проекта отчасти осталась на бумаге. Из 110 млрд руб. из Федерального бюджета было выделено только 30 млрд руб. Сложности были и с финансированием проекта из ФНБ: в 2017 г. Минэкономразвития РФ разработало, а Правительство РФ утвердило новые правила инвестирования средств ФНБ и механизмы мониторинга их использования (Распоряжение №1008), которые фактически стали запретительными для получения средств ФНБ для проектов, связанных со строительством инфраструктуры, в том числе БАМа и Транссиба. В итоге в начале 2018 г. вышло Распоряжение, выводящее проекты ОАО «РЖД» из-под действия Распоряжения №1008».
В результате проведённого анализа М.Челпанова сделала вывод, что самый эффективный для РЖД проект из рассмотреных (см. слайды) – развитие подходов к портам Северо-Запада.).

     Презентация к докладу М.Челпановой доступна по ссылке 1, тезисы доклада - по ссылке 2.

     Оппонентами/содокладчиками выступили:
- Вениамин Наумович Лившиц, доктор экономических наук, заведующий лабораторией Анализа эффективности инвестиционных проектов ЦЭМИ РАН, заведующий лабораторией «Системный анализ эффективности отраслей естественной монополии» ИСА РАН, заведующий кафедрой «Оценка эффективности инвестиционных проектов» ФИВТ МФТИ;
- Мария Анатольевна Никитина, кандидат экономических наук, директор по развитию компании ООО «Стройдормаш». (В прошлом- директор департамента в компании «РУСАЛ», занимающаяся вопросами транспорта, логистики и взаимодействия с РЖД).
     В дискуссии приняли участие представители научной среды, транспортного бизнеса, включая представителей ОАО «РЖД», «ФГК», ИЭРТ, РУТ (МИИТ), ВНИИЖТ, ВШЭ, операторских компаний, аспиранты и студенты вузов.
По итогам дискуссии, по сложившейся традиции, трём самым активным участникам были вручены экземпляры книги К.Волмара «Транссибирская магистраль. История создания железнодорожной сети России».
      Ниже - несколько фотографий с семинара.


1. Слева направо: А.В.Дементьев, М.А. Никитина, М.Б. Челпанова, В.Н. Лившиц


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.
P.S.  Видео семинара доступно по ссылке