f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Сергей Гуриев "Исполним ли майский указ"

     В "Ведомостях" от 22 мая 2018 г. опубликована статья Сергея Гуриева о новом прогнозе ЕБРР, в том числе и по России. "Ведомости" открыли статью для свободного доступа, поэтому, приведу здесь полный текст.


Исполним ли майский указ
Главный экономист ЕБРР Сергей Гуриев о системных проблемах медленного роста российской экономики
Сергей Гуриев / Ведомости, 22.05.2018 г.

     В мае Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) опубликовал свой новый макроэкономический прогноз. В целом по региону наших операций мы повысили прогноз темпов роста ВВП в 2018 г. с 3,0 до 3,3%. В случае России мы несколько снизили прогнозируемые темпы роста: с 1,7 до 1,5%. Наш прогноз соответствует консенсусу среди международных финансовых институтов – и консенсусу участников финансового рынка. Этот консенсус основан на ожидании того, что экономическая политика предыдущих шести лет будет продолжена и в ближайшие годы; поэтому не стоит ожидать существенного ускорения темпов экономического роста.
Официально ЕБРР оценивает и прогнозирует экономическое развитие только в 37 экономиках, в которых мы работаем, но наш анализ, естественно, включает в себя и прогноз и для развитых экономик, и для развивающихся экономик вне нашего региона. В целом мы разделяем точку зрения МВФ, что в настоящее время мировая экономика растет самыми быстрыми темпами за последнее десятилетие – почти 4% в год. Это помогает расти и странам операций ЕБРР – в 2017 г. они выросли на 3,8%. Это также самый быстрый темп роста в посткризисные годы. В этом нет ничего удивительного – большинство наших стран самым тесным образом сотрудничают и с Западной Европой, и с Америкой, и с Азией – как с точки зрения торговли, так и с точки зрения инвестиций.
     Впрочем, в 2018 и 2019 гг. мы ожидаем некоторого замедления роста – до 3,3 и 3,2% соответственно. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, в некоторых странах (в первую очередь в Турции) экономика перегрета, так что сегодняшние высокие темпы роста являются неустойчивыми. Во-вторых, многие из наших стран являются экспортерами нефти. Нынешние цены на нефть – вследствие роста глобальной экономики, сделки ОПЕК+ и геополитических рисков – находятся на очень высоком уровне. В ближайшие пару лет по мере расширения производства сланцевой нефти в США они, скорее всего, снизятся до уровня $50–60 за баррель, что, соответственно, приведет к замедлению роста в странах – экспортерах нефти. В-третьих, в ближайшие годы вполне вероятно повышение процентных ставок в США. Это приведет к оттоку капитала с развивающихся рынков и к усилению доллара. Усиление доллара, в свою очередь, увеличит долговое бремя в странах ЕБРР, где многие корпорации вынуждены заимствовать в долларах, а не в национальной валюте.
    В 2018–2019 гг. Россия будет самой медленно растущей страной среди стран операций ЕБРР. Мы прогнозируем, что ВВП России будет расти темпом 1,5% в год – и, следовательно, будет отставать и от мировой экономики (которая будет расти с темпом почти 4% в год). Этот прогноз соответствует прогнозам и других международных финансовых институтов (МФИ), и большинства инвестиционных банков. Мы регулярно проводим анализ наших предыдущих прогнозов. Оказывается, что точность прогнозов ЕБРР (как и других МФИ) достаточно высока, при этом ошибки бывают в обоих направлениях (и вверх, и вниз). Это имело место и в 2017 г., когда все МФИ предсказывали темпы роста от 1 до 2%, в то время как некоторые правительственные аналитики и некоторые инвестбанки считали, что рост составит больше 2% (или даже больше 3%). Несмотря на существенный рост цен на нефть в 2017 г., прогнозы МФИ оказались точнее.
     На чем основан консенсусный прогноз 1,5%-ного российского роста? Консенсус включает в себя два элемента: во-первых, это фактическая констатация того, что без реформ сегодняшние темпы роста отражают потенциал роста российской экономики, и во-вторых, это ожидания того, что в ближайшее время реформ не будет.

Почему нынешние 1,5% и есть потенциал роста (т. е. темп роста, который можно поддержать в долгосрочной перспективе без перегрева или высокой безработицы)? В сегодняшней российской экономике нет ни признаков перегрева, ни рецессии. Инфляция находится в целевом диапазоне. Безработица низкая – она весь прошлый год находилась на уровне 5%. Уровень экономической активности населения очень высокий (доля активного населения в общей численности населения в трудоспособном возрасте составляет 64% – несколько выше, чем в развитых странах). Конечно, и уровень, и темп роста производительности труда, и уровень инвестиций низки, но это признак неэффективности экономики и доказательство необходимости реформ, а не свидетельство того, что рост можно быстро разогнать средствами денежной или бюджетной политики.
     Можно ли стимулировать быстрый рост без реформ? Как показывает пример турецкой экономики в 2017 г., на горизонте одного года краткосрочные темпы роста действительно могут существенно превысить потенциальные темпы роста, но это приводит к перегреву экономики и стремительному накоплению финансовых дисбалансов. В прошлом году Турция развернула обширную программу кредитного стимулирования экономики (Фонд гарантирования кредитов на общую сумму почти 10% ВВП). Темп роста ВВП в 2017 г. составил 7,4%. Но этот темп роста является неустойчивым – уже в этом году ожидается его снижение до 4,5% (что является нормальным темпом роста для конкурентоспособной и динамичной турецкой экономики). Перегрев привел к росту инфляции до двузначных уровней и резкой девальвации лиры (за последние 12 месяцев – на 20%). Рост инфляции, в свою очередь, сделал невозможным развитие долгосрочных инструментов финансирования, деноминированных в лирах, – таким образом, турецкие компании вынуждены занимать в долларах и еще больше зависеть от девальвации. Неуверенность иностранных инвесторов в предсказуемости экономической политики привела к существенному росту дефицита текущего счета платежного баланса. Выйти из этого порочного круга непросто – в лучшем случае инфляция снизится до 7% в год в течение двух лет, что по-прежнему не позволит создать развитой внутренний финансовый рынок.
     Поэтому главная задача экономической политики в любой стране – не превысить, а повысить темп потенциального роста. Для этого нужно повышение производительности и инвестиций. В майских указах 2012 г. тогдашний президент Владимир Путин обещал рост производительности труда на 50% в 2011–2018 гг. и рост инвестиций до 25% в 2015 г. и до 27% в 2018 г. (с 21% – уровня 2012 г.). С учетом того, что занятое население в России в последние годы не росло, рост производительности в 1,5 раза за семь лет предполагал темп роста ВВП в среднем на 6% в год. В реальности темп роста производительности (и ВВП) составил менее 1% в год. В течение последних шести лет инвестиции так и остались на уровне 21% ВВП.
     В майском указе 2018 г. Путин поставил уже более скромные цели – рост ВВП быстрее среднемирового, т. е. 4% или выше. Пока что консенсус макроэкономистов и участников рынка заключается в том, что эти обещания выполнены не будут, как не были выполнены и обещания 2012 г.; российская экономика не перейдет от темпов роста менее 2% к темпам роста более 4%.

Автор — главный экономист Европейского банка реконструкции и развития

Читать оригинал на сайте "Ведомостей"
Tags: Гуриев, Экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments