?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Интервью А.Дементьева "РЖД ТВ" о пригородных перевозках
f_husainov
     Я редко пощу здесь материалы по пассажирским и, тем более, пассажирским пригородным перевозкам. Эта сфера мне представляется бесконечно далёкой от экономики, в том смысле, что вместо экономики там правит бал этика: пассажиры не должны платить столько или пассажиры должны платить не более 40 % от того-то и того-то и т.д. И мне трудно представить рациональное экономическое рассуждение там, где исходной точкой являются этические утверждения вроде "А давайте никто не будет платить за проезд в электричках" или "а давайте вот эти 36 категорий будут ездить бесплатно" и т.п.
     Тем не менее, отмечу одно любопытное видео на эту тему. На РЖД ТВ в программе "1520: Транзит" вышло любопытное интервью Андрея Дементьева из ВШЭ Марианне Ожерельевой о пригородных перевозках. Программа так и называется "Пригородное сообщение".
     А. Дементьев в интервью говорит: "Мы в России ошибочно считаем логику компенсации убытков правильной. Пассажиры не платят, возникают убытки, давайте компенсировать."
     По его мнению, логика должна быть иной. "Какой тариф общество должно назначить, что бы оно ездило - общество. И тогда этот тариф, разумеется, должен быть меньше, чем т.н. "экономически обоснованный" тариф, потому что он будет обоснован не экономическими, а социально-экономическими соображениями".
     Марианна Ожерельева ему резонно возражает: "Но это значит, что всё равно пассажир как-то за это платит, через налоги или как-то иначе".
     И дальше передача посвящена тому, каким образом можно организовать работу пригородных компаний, если изначально мы предполагаем некое государственное вмешательство в эту сферу, некие априори принятые условия нерыночного характера.
     Позиция А.Дементьева, если я её правильно понял, такова (передаю своими словами): рынок в этой сфере невозможен, но в этом нет ничего страшного, все европейские страны тоже практикуют откровенный социализм (субсидирование, спонсирование) в этой сфере. Откровенно нерыночные решения. Это такая особенная сфера.
     Кроме того, А.Дементьев считает, что тот опыт, который был в некоторых европейских странах, где под предлогом борьбы за экологию, борьбы за снижение шума, снижение вредных выбросов, снижения пробок и т.д.стали спонсировать (субсидировать) железные дороги, рано или поздно, будет перенят в России. И тогда, по мнению А.Дементьева, подход к железным дорогам изменился концептуально: на них перестали смотреть с точки зрения прибыльности, с финансовой точки зрения. Ценность этих проектов, по мнению А.Дементьева, в жд отрасли стала не экономической а социальной, экологической и т.п. при которых за всё платит налогоплательщих.
     Мне всё это напомнило тезисы одного из персонажей романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи", который говорил про то, что помимо капиталистических, рыночных критериев есть критерии более высокого порядка.
          Не знаю верны ли эти взгляды с точки зрения экспертов по пригородным перевозкам, но судя по всему, в сфере пассажирских перевозок подобные взгляды являются, как минимум, очень распространёнными. Кроме знаменитой книги Андрея Ипполитовича Гурьева "Из тупика: История одной реформы",  в которой автор когда-то атаковал подобные взгляды на пассажирские перевозки с позиции австрийской экономической школы, мне не приходят в голову какие-то работы, предполагающие в этой сфере отказ от социализма. Да и А.Дементьев говорит в интервью, что подобное перераспределение - неизбежно.
   
P.S. Есть любопытный блог в ЖЖ - "Свободный урбанизм" (не знаю, кто его ведёт), там обсуждаются иногда, в том числе и проблемы бесплатного пассажирского городского транспорта. Вот, например, пост "Вред бесплатного общественного транспорта".