?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Про показатель "среднесуточный пробег грузового вагона"
f_husainov
     Продолжим изучать статистику железнодорожного транспорта.
     Меня тут спрашивают - а среднесуточный пробег и средняя скорость доставки- это одно и то же? Можно ли использовать эти показатели как эквивалентные?
     Вообще говоря, нет, не одно и то же и нет, нельзя использовать как эквивалентные.
     Несмотря на то, что, на первый взгляд, эти показатели характеризуют примерно одно и то же - сколько километров в сутки проходит вагон с грузом (а так же без груза), на самом деле это различные показатели. (Так же, как и, кстати, совершенно разные показатели расстояние гружёного рейса вагона и средняя дальность перевозки груза, их тоже всё время путают, я как -нибудь напишу пост про подобные показатели, которые часто путают.)
     Что такое средняя скорость доставки груза, измеряемая в км/сутки, я писал, в частности, в статье "Показатели скорости как аналитические инструменты для оценки работы железных дорог".
     Теперь рассмотрм- что такое среднесуточный пробег грузового вагона. Учебник по экономике железнодорожного транспорта сообщает нам, что это показатель, который характеризует пробег грузового вагона в гружёном и порожнем состоянии за сутки полного оборота и измеряется в километрах.
     Рассчитывается он как частное от деления годовой суммы вагоно-километров гружёного и порожнего пробега на количество вагонов рабочего парка, приведённой к среднесуточному показателю. (Или, что эквивалентно частному от деления полного рейса на оборот вагона).


     Таким образом, мы уже видим, как минимум, два отличия от средней скорости доставки: во-первых, в основе лежит не деление расстояния на время, а деление вагоно-километров пробега рабочего парка на количество вагонов рабочего парка, а во-вторых, если скорость доставки - это показатель, характеризующий одну отправку (или, как вариант, одну тонну, существует и такая разновидность показателя), то среднесуточный пробег характеризует не отправку и не тонну, а вагон. Иными словами, объектом наблюдения в этом показателе является вагон и его движение, а не, например, отправка.
     Для того, что бы полностью убедить вас, что это разные показатели, приведу отчётные данные по этим показателям за период с 2000 по 2017 год.

Рис.

     Из рис. наглядно видно, что после того, как в 2014 г. РЖД изменило методику учёта скоростей и средняя скорость доставки  подскочила с 223 до 299 км/сутки, суточный пробег несколько вырос, но не сильно, что дополнительно проливает свет на вопрос о том - является ли такой рост скорости доставки, на самом деле, следствием некоторой манипуляции с учётом этого показателя после изменения методики его учёта или подобное увеличение скоростей имело место в действительности.

     Кроме того, ещё одним источником различий этих показателей стало то, что средняя скорость доставки отправки чувствительна к показателю процент маршрутизации (уровень отправительской маршрутизации сильно вырос - с 42,0 % в 2012 до 47,4 % в 2017 г.), в связи с тем, что скорость доставки маршрутами выше, чем скорость повагонных отправок. Но вполне объяснить это влияние я пока не могу, поскольку, рост маршрутизации, по идее, должен приводить к росту как средней скорости, так и суточного пробега. Этот вопрос требует дополнительного изучения.