f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Про показатель "среднесуточный пробег грузового вагона"

     Продолжим изучать статистику железнодорожного транспорта.
     Меня тут спрашивают - а среднесуточный пробег и средняя скорость доставки- это одно и то же? Можно ли использовать эти показатели как эквивалентные?
     Вообще говоря, нет, не одно и то же и нет, нельзя использовать как эквивалентные.
     Несмотря на то, что, на первый взгляд, эти показатели характеризуют примерно одно и то же - сколько километров в сутки проходит вагон с грузом (а так же без груза), на самом деле это различные показатели. (Так же, как и, кстати, совершенно разные показатели расстояние гружёного рейса вагона и средняя дальность перевозки груза, их тоже всё время путают, я как -нибудь напишу пост про подобные показатели, которые часто путают.)
     Что такое средняя скорость доставки груза, измеряемая в км/сутки, я писал, в частности, в статье "Показатели скорости как аналитические инструменты для оценки работы железных дорог".
     Теперь рассмотрм- что такое среднесуточный пробег грузового вагона. Учебник по экономике железнодорожного транспорта сообщает нам, что это показатель, который характеризует пробег грузового вагона в гружёном и порожнем состоянии за сутки полного оборота и измеряется в километрах.
     Рассчитывается он как частное от деления годовой суммы вагоно-километров гружёного и порожнего пробега на количество вагонов рабочего парка, приведённой к среднесуточному показателю. (Или, что эквивалентно частному от деления полного рейса на оборот вагона).


     Таким образом, мы уже видим, как минимум, два отличия от средней скорости доставки: во-первых, в основе лежит не деление расстояния на время, а деление вагоно-километров пробега рабочего парка на количество вагонов рабочего парка, а во-вторых, если скорость доставки - это показатель, характеризующий одну отправку (или, как вариант, одну тонну, существует и такая разновидность показателя), то среднесуточный пробег характеризует не отправку и не тонну, а вагон. Иными словами, объектом наблюдения в этом показателе является вагон и его движение, а не, например, отправка.
     Для того, что бы полностью убедить вас, что это разные показатели, приведу отчётные данные по этим показателям за период с 2000 по 2017 год.

Рис.

     Из рис. наглядно видно, что после того, как в 2014 г. РЖД изменило методику учёта скоростей и средняя скорость доставки  подскочила с 223 до 299 км/сутки*, суточный пробег несколько вырос, но не сильно, что дополнительно проливает свет на вопрос о том - является ли такой рост скорости доставки, на самом деле, следствием некоторой манипуляции с учётом этого показателя после изменения методики его учёта или подобное увеличение скоростей имело место в действительности.

     Кроме того, ещё одним источником различий этих показателей стало то, что средняя скорость доставки отправки чувствительна к показателю процент маршрутизации (уровень отправительской маршрутизации сильно вырос - с 42,0 % в 2012 до 47,4 % в 2017 г.), в связи с тем, что скорость доставки маршрутами выше, чем скорость повагонных отправок. Но вполне объяснить это влияние я пока не могу, поскольку, рост маршрутизации, по идее, должен приводить к росту как средней скорости, так и суточного пробега. Этот вопрос требует дополнительного изучения.

Прим. * показатель средней скорости доставки одной отправки включает все виды отправок (маршрутные, повангонные, групповые, контейнерные) и в гружёном и в порожнем состоянии. Более детальную таблицу см. в соответствующей статье в моей книжке.
Tags: Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments