f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Итоги государственного вмешательства в рынок: "по плодам их узнаете их"

     Ранее, вот в этой своей презентации я приводил динамику ставок аренды вагона на горизонте от декабря  2007 г. и по декабрь 2017 г. (например, слайд 45 - с января 2008 по декабрь 2014,  слайд 46 с декабря 2007 по декабрь 2015, а слайд 66 с января 2016 по декабрь 2017 г.), из 66-го слайда видно, как выросли ставки в 2015 и 2016 г.
     А вот, в продолжение темы график из статьи директора ЦФТО РЖД А.Н. Шило "Развивая транспортно-логистический бизнес", опубликованной в свежем номере журнала "Железнодорожный транспорт" (№ 2, 2018).
     На графике приведена динамика затрат грузоотправителя на перевозку угля (только угля, а не всех грузов!) с разложением на три элемента- платежи, которые получает РЖД за гружёный и порожний рейс и платежи, которые получает оператор подвижного состава.


     Из графика наглядно видно, что операторская (или вагонная) составляющая, которая в январе 2015 г. составляла 18 % начала расти именно в 2015 г., и выросла к декабрю 2017 г. до 34 %, что вполне согласуется с тезисом о том, что причиной роста тарифной нагрузки на грузоотправителя стало решение по запрету продления сроков службы вагонов, которое привело к списанию вагонов и снижению их предложения на рынке.
     Кстати, вот в этой моей презентации с конференции Айн Рэнд, эта история рассказана подробнее.

     Думаю, эта история должна стать важным уроком для участников рынка и в будущем, если регуляторы будут выходить с идеями "улучшить" и "подкорректировать"работу рынка, общественность должна радостно закричать: "Мы это уже проходили!".

     Кстати, после той знаменитой истории, когда в США предложили регулировать цены на бензин и за бензином выстоились очереди, говорят, ни один сенатор, ни один политик, предлагавший начать регулировать цены, никогда больше не выигрывал выборы. Общество обдумало идею регулирования, отрефлексировало её и пошло дальше. Те общества, которые не практикуют рефлексию на экономические темы, постоянно, вновь и вновь обречены наступать на те же грабли.
     (Дополнение для любознательных: история про цены на бензин и ещё ряд важных идей для пониман6ия роли цен изложены, в частности, в книжке Милтона и Роуз Фридменов "Свободв выбирать" в главе 1 либо это можно почитать в сборнике "Фридман и Хайек о свободе" в очерке "Могучая рука рынка", который представляет собой фрагмент вышеупомянутой книги.)
Tags: Заметки, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments