f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Выручка и чистая прибыль РЖД в 2004-2016 гг

     Недавно газета "Коммерсант" сообщила (со ссылкой на газету "Гудок" от 14.02.2018 г.), что "Чистая прибыль РЖД по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета) в 2017 году составила более 16 млрд руб., заявил в интервью корпоративной газете «Гудок» гендиректор компании Олег Белозеров. По его словам, изначально планировалась, что по итогам года прибыль РЖД будет на уровне 3 млрд руб".
     В этой связи кое-где в фейсбуке даже началась дискуссия о том, является ли показатель прибыли главным измерителем эффективности работы железных дорог. Оставляя в стороне эту дискуссию, приведу здесь динамику показателей "выручки",  "себестоимости продаж" ОАО "РЖД" и динамике показателя "чистая прибыль", взятых из отчётов по РСБУ, а точнее - аудиторских заключений, публикуемых на официальном сайте (вот здесь)
     В этой связи, я думаю, небезынтересно посмотреть на динамику финансовых показателей ОАО "РЖД" за всё время существования компании (2004 год - первый полный год её работы). Данные за 2004-2016 год- взяты из отчётов РЖД (это данные по ОАО "РЖД" в целом, без выделения отдельных видов деятельности - грузовых и пассажирских перевозок и разных других услуг), а данные о прибыли в 2017 г. из упомянутого выше интервью О.Белозёрова "Гудку".


Рис.1

    Из графика можно сделать как минимум два любопытных вывода.
     Во-первых, само по себе увеличение прибыли, даже значительное, как показывают, например, данные за 2007 или 2010 годы не является каким-то невозможным событием. Общие издержки монополии так велики, что обеспечение роста прибыли с 26,4 млрд. руб. в 2006 г. до 84,5 млрд. руб. в 2007 г. произошло, как видно из графика, без какой либо катастрофы с драматическим (как сейчас принято говорить) снижением эксплуатационных расходов. Из этого мы можем сделать вывод, что само по себе изменение уровня прибыльности, без учёта других показателей, может ничего и не сказать о качестве управления монополией.
     Во-вторых, стоит всё же отметить, что данные за 2015-2016 гг. говорят об изменении траектории движения линии "себестоимость продаж", то бишь, грубо говоря, эксплуатационных расходов ОАО "РЖД" - в 2015 они впервые после кризиса 2009 года снизились. Там, возможно сыграли свою роль факторы курса рубля к доллару, но всё же в целом, необходимо отметить важное изменение тренда - расходы начали понемногу сокращать.
     Данные о выручке и расходах за 2017 год пока нет, но я решил зафиксировать на графике (рис.1) хотя бы прибыль (хоть она и не по официальному отчёту, а лишь по данным интервью Белозёрова "Гудку" и, возможно, будет уточнена).
     На рис. 2 справочно приводится величина чистой прибыли в % от общей выручки.


Рис.2
Tags: Заметки, РЖД, Статистика транспорта, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments