?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Выручка и чистая прибыль РЖД в 2004-2016 гг
f_husainov
     Недавно газета "Коммерсант" сообщила (со ссылкой на газету "Гудок" от 14.02.2018 г.), что "Чистая прибыль РЖД по РСБУ (российским стандартам бухгалтерского учета) в 2017 году составила более 16 млрд руб., заявил в интервью корпоративной газете «Гудок» гендиректор компании Олег Белозеров. По его словам, изначально планировалась, что по итогам года прибыль РЖД будет на уровне 3 млрд руб".
     В этой связи кое-где в фейсбуке даже началась дискуссия о том, является ли показатель прибыли главным измерителем эффективности работы железных дорог. Оставляя в стороне эту дискуссию, приведу здесь динамику показателей "выручки",  "себестоимости продаж" ОАО "РЖД" и динамике показателя "чистая прибыль", взятых из отчётов по РСБУ, а точнее - аудиторских заключений, публикуемых на официальном сайте (вот здесь)
     В этой связи, я думаю, небезынтересно посмотреть на динамику финансовых показателей ОАО "РЖД" за всё время существования компании (2004 год - первый полный год её работы). Данные за 2004-2016 год- взяты из отчётов РЖД (это данные по ОАО "РЖД" в целом, без выделения отдельных видов деятельности - грузовых и пассажирских перевозок и разных других услуг), а данные о прибыли в 2017 г. из упомянутого выше интервью О.Белозёрова "Гудку".


Рис.1

    Из графика можно сделать как минимум два любопытных вывода.
     Во-первых, само по себе увеличение прибыли, даже значительное, как показывают, например, данные за 2007 или 2010 годы не является каким-то невозможным событием. Общие издержки монополии так велики, что обеспечение роста прибыли с 26,4 млрд. руб. в 2006 г. до 84,5 млрд. руб. в 2007 г. произошло, как видно из графика, без какой либо катастрофы с драматическим (как сейчас принято говорить) снижением эксплуатационных расходов. Из этого мы можем сделать вывод, что само по себе изменение уровня прибыльности, без учёта других показателей, может ничего и не сказать о качестве управления монополией.
     Во-вторых, стоит всё же отметить, что данные за 2015-2016 гг. говорят об изменении траектории движения линии "себестоимость продаж", то бишь, грубо говоря, эксплуатационных расходов ОАО "РЖД" - в 2015 они впервые после кризиса 2009 года снизились. Там, возможно сыграли свою роль факторы курса рубля к доллару, но всё же в целом, необходимо отметить важное изменение тренда - расходы начали понемногу сокращать.
     Данные о выручке и расходах за 2017 год пока нет, но я решил зафиксировать на графике (рис.1) хотя бы прибыль (хоть она и не по официальному отчёту, а лишь по данным интервью Белозёрова "Гудку" и, возможно, будет уточнена).
     На рис. 2 справочно приводится величина чистой прибыли в % от общей выручки.


Рис.2