f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Отчёт о семинаре ЭЖТ № 6 о том почему Программа структурной реформы ЖД так и не была выполнена

     Во вторник 27 февраля 2018 г. в НИУ ВШЭ прошло очередное, шестое заседание научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта».
     На семинаре с основным докладом выступил доктор экономических наук, президент Национальной ассоциации транспортников, главный редактор журнала «Бюллетень транспортной информации» Георгий Ефимович Давыдов. Тема доклада: «Опыт реализации крупной государственной программы (на примере Программы структурного реформирования железнодорожного транспорта)». Доклад был посвящён проблемам выполнения «Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте», утверждённой Постановлением Правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 г. и проведён анализ причин того, почему многие мероприятия Программы так и не были реализованы.

     В докладе были проанализированы все мероприятия, предусмотренные Программой структурной реформы и показано, что если на первых двух этапах была реализована большая часть мероприятий, но на третьем этапе, и, особенно на дополнительном, условно -" четвёртом", ситуация была другой - количество выполненных мероприятий было существенно меньше тех, которые не были выполнены. Например, на 4 этапе была выполнено примерно треть от запланированных мероприятий.
     Докладчик, в частности отметил: «При таком значительном количестве невыполненных мероприятий интересно выяснить, какие из мероприятий занимают среди них основное место.
     Как и следовало ожидать систематически не выполнялись те мероприятия, которые были должны решать задачи развития конкуренции в перевозочной деятельности и привлечения частных инвестиций:
а) Обеспечение недискриминационного доступа перевозчиков к пере-возочной деятельности на не принадлежащей им инфраструктуре. Развитие конкуренции перевозчиков грузов железнодорожным транспортом.
б) Создание компаний-перевозчиков в структуре ОАО «РЖД» с их по-следующим обособлением
в) Создание необходимых условий для оказания услуги локомотивной тяги в качестве самостоятельной услуги в грузовом движении. Обеспечение условий для привлечения частных инвестиций в локомотивную тягу, и созда-ние условий для доступа частных локомотивов на инфраструктуру РЖД
».
     Анализируя ход выполнения реформ, Г.Е. Давыдов приходит к следующему выводу: «Если сопоставить выполнение запланированных (Правительством РФ) мероприятий по структурной реформе за весь рассматриваемый период (2001 – 2016 г.г.), то видна четкая закономерность, - в начале реализации Программы, когда надо было создавать РЖД и заниматься приватизацией активов, все выполнялось (пусть и не всегда в установленные сроки), а по мере того, как на повестку дня стали выходить вопросы создания институтов рынка, обеспечения условий для инвестирования отрасли за счет частных капиталов, так активность стала затухать и постепенно сошла на нет
     Итоги реформы, согласно Г.Е. Давыдову следующие:
- недискриминационного доступа к инфраструктуре нет. То есть, Правила есть, и мы их при данном анализе зачли как выполненное мероприятие, но пользоваться-то ими невозможно;
- перевозчики грузов на инфраструктуре РЖД не работают. То есть, в законах они прописаны, Правила для них Правительством утверждены, Тарифы на услуги инфраструктуры имеются, и мы при данном анализе зачли соответствующие мероприятия как выполненные, но никакие правила, тарифы и нормы закона не работают;
- нельзя считать законченным и разделение государственных и хозяй-ственных функций в отрасли. Минтранс, ФАС, Росжелдор и Ространснадзор получили некоторые регуляторные полномочия, но они не могут выполнять свои функции без помощи ОАО «РЖД», так как у них нет своей информационно-аналитической и научной базы по железнодорожному транспорту;
     Итоговый вывод профессора Г.Е.Давыдова звучал так: «реформа имела правильную направленность, но полноценной реализации она не получила».
     Вместе с тем, по мнению докладчика "правильный" ход реформы был лишь с 2001 по 2007 г., до выделения Первой грузовой и Второй грузовоц компаний. Если я правильно понимаю точку зрения Г.Е. Давыдова, на его взгляд, правильнее было бы сохранить часть вагонов в виде инвентарного парка, не выделяя две грузовые "дочки" и половина парка из частных вагонов конкурировала бы с другой половиной - инвентарным парком РЖД, при этом частные вагоны ездили бы по свободным тарифам, а инвентарные (указываемые в заявках ГУ-12 как "парк перевозчика") - по регулируемым.
     Материалы этого доклада в ближайшее время будут опубликованы отдельной статьёй в журнале «Бюллетень транспортной информации», я дам ссылку здесь, у себя в блоге в ЖЖ,.

     В качестве оппонентов выступили председатель Экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта П.А.Иванкин и исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» А.А. Дружинин.
     Оппоненты согласились с докладчикам по стратегическому вопросу- о том, что реформа безусловна была необходима, но разошлись во мнениях относительно тактических решений РЖД и регуляторов.
     В частности, П.А.Иванкин в своём докладе отметил следующее: «Железнодорожный транспорт является отражением экономики страны. В советское время преобладала экономика дефицита, и МПС СССР естественным образом эту экономику копировало. Вагонов не хватало и таким образом, МПС СССР создало ресурс, который необходимо было выбивать, инвентарный вагон. Распределение порожних вагонов МПС под погрузку в условиях планово-централизованной экономики превращалось в бизнес для тех, кто этот ресурс распределял».
     В результате реформы вагонов стало много, этот ресурс перестал быть дефицитным. Работники РЖД привыкли работать в условиях дефицита и поэтому сегодня они стараются этот дефицит найти и начать им управлять. Сегодня таким дефицитом стали ёмкость инфраструктуры и локомотивы.
     В настоящее время - отметил Иванкин - «железнодорожники учли ошибки, которые привели к полной либерализации вагонного парка и потере управления ресурсом. Нехватка локомотивов сегодня активно маскируется.Поэтому любые обсуждения о либерализации тягового подвижного состава пресекаются уже на стадии научной дискуссии».
     Подробнее с этими тезисами можно познакомиться в презентации П.А. Иванкина, ссылка ниже.
    Ещё один аспект был отмечен А.А.Дружининым, который коснулся, помимо прочего, темы пассажирских перевозок и перекрёстного субсидирования (во время реформ он работал в РЖД начальником правового департамента). Он в своём выступлении отметил, что "Вот чего действительно добились, сейчас это подзабыто и считается само-собой разумеющимся, - это того, что была произведена ликвидация перекрёстного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками. Это, вообще- святая святых, РЖД отбивалось от этого как могло. То, что это убрали- это очень весомый результат реформы. Потому что благодаря этому прозрачность в этом [пассажирском] блоке - существует. (цитата по аудиозаписи семинара)

     В семинаре приняло участие более 20 человек, как представителей транспортной науки, так и бизнеса.
По итогам семинара, по сложившейся традиции, трое участников, задавшие самые интересные вопросы получили в подарок книги А.И. Гурьева «Железные дорожники о себе и реформах».

     Ниже - несколько фотографий с семинара:


1. Слева направо: А.В.Дементьев, Г.Е. Давыдов, А.А. Дружинин, П.А. Иванкин


2. Доклад Г.Е. Давыдова


3.


4. Слайды Г.Е. Давыдова


5.


6.


7. Доклад первого оппонента/содокладчика  П.А. Иванкина имел провокационное название - "А была ли реформа?"


8. Доклад делает П.А. Иванкин


9. Слайды П.А. Иванкина


10. В своём докладе П.Иванкин дал краткую характеристику руководителям РЖД- Фадееву, Якунину, Белозёрову.


11. Выступает второй оппонент/содокладчик - А.А. Дружинин (в центре)


12. А.А. Дружинин (слева) и Г.Е. Давыдов (справа) отвечают на вопросы зала.

Дополнительно:
1. Презентация Г.Е.Давыдова (PDF)
2. Презентация П.А. Иванкина (PDF)
3. Краткая версия отчёта опубликована на сайте Экспертного институтв НИУ ВШЭ.


P.S. Видеозапись семинара доступна по ссылке
Tags: ВШЭ, Научные мероприятия, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments