?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Индексация ЖД тарифов на 2018 год
f_husainov
     Продолжительная эпопея с индексацией железнодорожных грузовых тарифов на 2018 год вроде как завершилась. В пятницу 19.01.2018 г. опубликован приказ ФАС России № 1780/17, в соответствии с которым, в дополнение к ранее объявленной индексации (+1,9% к уровню 2017 г. или +3,9% к "базовому" уровню, т.е. уровню 2017 г. без 2 %-ной надбавки) добавились "дополнительная целевая инвестиционная надбавка по капитальному ремонту инфраструктуры" (+2,0%), которую в итоге сохранили и дополнительная индексация "для финансирования мероприятий по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства" (+1,44%).
     Надбавки вступят в силу с 30.01.2018 г. и итоговый рост тарифов к уровню 2017 года с 30.01.2018 г. составит (+ 5,4%), в виде коэффициентов, для наглядности это можно записать так: (1,019*1,02*1,0144=1,05435 или + 5,4 %). Или,  учитывая, что надбавка в 2 % сохраняется и в предыдущем и в текущем периоде, можно получить этот рост год к году следующим образом: 1,039*1,0144 = 1,05396 = +5,4%). Оба способа расчёта дают примерно одинаковый результат.
     (И это ещё без учёта  8%-ной надбавки для грузов, перевозимых на экспорт, установленной в рамках тарифного коридора, которая, впрочем, для угля и нефти и нефтепродуктов дезавуирована и сведена для угля к +1%, а для нефтеналивных почти до нуля).
   
     Для наглядности, на диаграмме показано - почему оба способа расчёта (от базового уровня или от фактического) дают одинаковый результат - рост на 5,4 % к фактическому уровню предыдущего года.




     Таким образом, после всей этой катавасии, когда ФАС три раза за неделю меняла свою позицию по тарифам мы получили, что, во-первых, так и оставили +5,4%, но, во-вторых, этот уровень тарифов не с 1 января, как это в большинстве случаев бывало. На этот раз получилось, что с 1 по 5 января был один уровень тарифов (согласно приказу ФАС № 1747/16 от 09.12.2016 г., который вносит изменения в приказ ФАС №1226/15 от 10.12.2015 г., где объявлялись тарифы на 2016, 2017 и 2018 годы), затем, с 6 по 29 января - другой уровень (когда уже вступил в силу приказ ФАС № 1687/17 от 18.12.2017 г., которым введён рост тарифа + 1,9 % к уровню 2017 г. или + 3,9% к базовому уровню - уровню 2017 г без 2% целевой надбавки), а с 30 января -третий уровень тарифов. (Откуда берутся эти +3,9% у "базовому" уровню прошлого года-описано здесь).
   Итого получаем, что первые пять дней (с 1 по 5 января) нового, 2018 года тарифы превышают прошлогодние на 2 % (4,098/3,94=1,04 и из 4 % вычитаем 2% надбавку, получаем около 2%), с 6 по 29 января - превышают на 1,9 %, а с 30 января будут превышать на 5,4 %.
     Впрочем, в упомянутом приказе ФАС № 1780/17 есть ещё пара, мягко выражаясь, странных положения, которые касаются не тарифной политики, а других аспектов, но о них я напишу отдельно.

P.S. В первоначальной версии поста для 5 дней с 1 по 5 января мной была указана неверная цифра. Теперь всё поправлено (поправленное выделено зелёным цветом). Изначально я нечаянно взял коэффициент 4,120 из приказа 1226/15 от 10.12.2015 г, а нужно было взять коэффициент 4,098 из приказа № 1747/16 от 09.12.2016 г (он вносит изменения в приказ 1226/15 от10.12.15 г.). Тогда получаем: 4,098/3,940=1,04 т.е. рост на 4 % к "базе", а с учётом 2% надбавки, которая действовала в 2017 году получаем, что 4-2=2 % к уровню 2017 года. Этот рост в 2 % (при более точном расчёте он может быть не 2 %, а 1,96 или 1,98, в зависимости от дальности перевозки).

P.S.S. Добавил схематичную диаграмму, иллюстрирующую два способа посчитать рост в 2017 г. относительно 2016 г.