f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
"Железнодорожный король" Самуил Поляков-180 лет со дня рождения
f_husainov
     Сегодня, 24 декабря исполняется ровно 180 лет со дня рождения Самуила Соломоновича Полякова - одной из самых крупных и противоречивых фигур эпохи "первоначального накопления капитала".

     В историческом музее на Красной площади в зале, посвящённом эпохе Александра II есть два изображения людей, причастных к бурному железнодорожному строительству 1860-1880-х годов - портрет Губонина и памятник (бюст) Полякова работы Марка Антокольского (см. фото). То, что из всех железнодорожных «королей» именно эти двое представлены в музее говорит об их значении не только для железнодорожного транспорта, но и для истории России.



     Витте в первом томе своих мемуаров пишет о "железнодорожных королях" и называет Полякова «одним из самых выдающихся железнодорожных тузов». Витте вспоминает, что Поляков работал «содержателем почтовых станций, где-то в Харьковской губернии», где чем-то услужил министру почт и телеграфов Ивану Матвеевичу Толстому, который и «вывел его в люди», назначив на должность управляющего своим винным заводом в Харьковской губернии.
     В 1865 г. Поляков стал одним из поставщиков строительных материалов для Карла фон Мекка. Затем, в 1966 г. с помощью графа И.М.Толстого (который получил графский титут как раз в 1866 г.) Поляков сумел добиться, что бы концессия на строительство Козлово-Воронежской линии была дана земству Воронежской губернии, которое, с подачи Толстого выбрало Полякова «субподрядчиком» («оптовым строителем»).
     Затем, с помощью того же Толстого Поляков получил множество и других подрядов. Впоследствии, помимо строительства дорог, Поляков начинает заниматься и их эксплуатацией.
     Отличительной чертой Полякова было относительно быстрое, но при этом качественное строительство. Для тех времён, это было важной чертой, поскольку дороги зачастую были некачественныи. В частности, за постройку Бендеро-Галицкой дороги Поляков получил высшую награду Всемирной выставки в Париже. Сам поляков получил «Гран-при», а главный инженер дороги – Михаил Александрович Данилов –золотую медаль.
     Ещё одной чертой управленческого стиля Полякова была децентрализация и контроль.
     Некоторые историки (например, З.Крейнис в томе 3 своего пятитомника по истории железнодорожного транспорта) утверждают, что, в общей сложности либо под руководством Полякова либо при его участии было построено около 20 тыс. км. путей (это примерно 36 % от всего, что было построено в России за 19 век). Существуют и другие оценки - кто прав- нужно проверять. Так, в работе О.В.Киселёва «С.С.Поляков и российское экономическое чудо» отмечается, что , всего Поляков построил 9 крупных железных дорог, общей протяжённостью более 4 тыс. км. железных дорог. На момент его смерти (1888 г.) вся жд сеть составляла 29,5 тыс. км.
     Поляков активно занимался благотворительностью, он построил (в 1867 г.) в Ельце железнодорожное техническое училище (первое в России), которое готовило машинистов, дорожных мастеров и телеграфистов. Он строил гимназии, госпитали, приюты, «дома призрения» и т.д. Много жертвовал учреждениям «Красного креста». За свою благотворительную деятельность от получил дворянство и чин тайного советника.
     При этом, несмотря на свой выдающийся вклад в развитие железных дорог и прочие выдающиеся управленческие качества, необходимо трезво понимать, что источником богатсва Полякова были тесные связи с властью, в частности с его поеровителем графом Толстым, который получал от Полякова огромные взятки (например, Андрей Иванович Дельвиг упоминает в мемуарах, что Толстой получил от Полякова 500 тыс. рублей акциями общества Козлово-Воронежской железной дороги).
     Наш капитализм был - crony capitalism.
      В этой связи, небезынтересной представляется история, в которой главные роли сыграли Поляков и атаман Войска Донского Потапов.
В 1860-х годы крупные предприниматели боролись за получение контракта на строительство железных дорог, в т.ч. для последующей продажи их казне (т.е. государству). Контракты эти были выгодны для многих концессионеров в связи с тем, что "договорившись" с государством можно было заложить одну цену, а построить за гораздо меньшую. Ряд исследователей этого вопроса говорят, что в отдельных случаях разрыв мог достигать 8 кратного размера (такую величину называет, например, историк Аида Михайловна Соловьёва, в книге "Промышленная революция в России XIX в."), другие пишут, что 7-кратного и т.д..
     И вот в 1866 г. разгорелась борьба за получение концессии на постройку очередной дороги, проходящей по территории Войска Донского (Воронежско-Грушевской или потом Воронежско-Ростовской). Как писал А.Н. Куломзин (известный своими отчётами и обзорами работы МПС и в т.ч. 4-томной работой "Наша железнодорожная политика") в правительстве разгорелась "подлинная битва" за эту концессию. В борьбе за этот, как сегодня сказали бы "госконтракт" Поляков обратился за помощью к наказному атаману Войска Донского А.Л. Потапову (который, как говорят был близок к царю).
Атаман Потапов добился для Полякова "высочайшего повеления" на постройку Аксайско-Ростовской ветки (от горнозаводского района Донского края к промышленному центру - Ростову-на-Дону), "высочайшего согласия" на строительство железной дороги от ст. Шахтная Грушевской линии по территории Войска Донского и ещё ряд контрактов.
     К 1868 г. "группа московских капиталистов", как называет их А.М. Соловьёва "под воздействием общественного мнения добивались от царя законодательного утверждения новой формы выдач железнодорожных концессий методом капиталистической конкуренции, которая была "высочайше" одобрена лишь в конце 1868 г." Александр II согласился, что бы гос. контракты распределялись на аукционе, или точнее - на конкурсе.
При обсуждении выдачи концессии на Воронежско-Ростовский участок Полякову на заседании правительства разгорелся скандал - практически все члены кабинета министров высказались против выдачи концессии. Но приглашённый на заседание представитель Управления Войска Донского генерал Чеботарев настаивал на том, что "интересы Войска сильно пострадают, если не будет отдана Полякову вся дорога".
     Спустя какое-то непродолжительное время, атаман совместно с генералом Мезенцевым выехал в Крым, где в это время Александр II проводил отпуск. В результате, как пишет А.М. Соловьёва "Александр II по делу концессии Воронежско-Ростовской железной дороги, нарушая новый закон, утвердил "мнение меньшенства"". А.Н. Куломзин писал по этому поводу: "Говорили, что лицо близкое к государю, также ранее продавшее своё влияние, получило за это большой куш". Современники же отмечали, что "Покровительствующий Полякову наказной атаман Потапов, внезапно стал обладателем большого состояния" и затем был назначен царём генерал-губернатором Северо-Западного края.
     Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что подобные взаимоотношения с властью отличались не только представители казачества.
Поскольку царь фактически поощрял коррупцию в своём окружении (а это началось ещё с Николая I и достигло апогея при Николае II) в коррупции в те давние времена участвовали все российские сословия, классы и группы общества. Не случайно, Ф.М.Достоевский описывая нравы чиновников того времени, писал, что "не бравшие взяток считались бунтовщиками ибо нарушали гармонию".
     В России того времени были "плохие институты" и наличествовало, пользуясь термином из арсенала политолога Владимира Яковлевича  Гельмана, "недостойное правление".
     Вместе с тем, и в деловых и в бюрократических кругах того времени Поляков пользовался авторитетом. А его огромные расходы на благотворительность располагали к нему общественное мнение.
     Б.В.Ананьич в книге «Банкирские дома в России» пишет: "Невольный свидетель похорон С. С. Полякова, живший в здании Адмиралтейства, морской министр И. А. Шестаков сделал следующую запись в своем дневнике: «Могу свидетельствовать только, что. кроме царских похорон, мне никогда не случалось видеть такой массы народа, как на проводах Полякова. Все пространство от моего дома через Сенатскую площадь до моих окон было густо наполнено народом»".

?

Log in

No account? Create an account