?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Не мешайте грузить...
f_husainov
     В журнале "РЖД-Партнёр" (в № 22, ноябрь 2017 г.) опубликован очередной обзор по итогам очередного опроса "Индекс качества".
     Как обычно, в тексте врезки комментарием трёх экспертов - Д.А. Мачерета, Ю.И. Соколова и мой комментарий.
     Текст моего комментария привожу здесь:

Фарид Хусаинов, к. э. н.
– Зачастую беды в российской экономике проистекают не только из злого умысла участников, но еще и из
неупорядоченности наших теоретических представлений о работе рынка. А это, в свою очередь, привело к тому, что в головах большинства экспертов гнездились два опасных заблуждения. Первое заключалось в том, что нормальный рынок – это такой рынок, на котором спрос равен предложению. Например, если для перевозки грузов всего нужно 1 млн вагонов, то именно столько их и должно быть на сети железных дорог. Но на самом деле все не так! Именно наличие профицита вагонов является важнейшим залогом конкуренции между операторами и поддержания ставок на
предоставления вагонов на низком уровне.
Если вагонов будет ровно столько, сколько требуется для погрузки, настоящая конкуренция будет уничтожена, поскольку просто исчезнет смысл работать лучше, чем это делают конкуренты.
Второе важнейшее заблуждение заключается в том, что государство своим искусственным вмешательством может улучшить ситуацию. И государство с подачи вагоностроителей приняло ряд решений, целью которых было,
во-первых, искусственно сократить парк вагонов, уменьшив срок их службы, а во-вторых – стимулировать тем самым закупку нового подвижного состава у вагоностроительных заводов, что позволит искусственно увеличить
их загрузку.
В результате была реализована идея запрета продления срока службы вагонов и начиная с января 2015 года парк грузовых вагонов начал сокращаться.
Таким образом, как и прогнозировалось ранее, согласованные действия вагоностроительного лобби и Минпромторга привели к достижению искомой цели: на рынке вновь появился давно забытый дефицит подвижного состава. Рефор-
ма железнодорожного транспорта, начатая в том числе с целью ликвидации дефицита, прошла по кругу и вернулась в исходную точку – в начало 2000-х гг.

     В журнале приводится сокращённый текст комментария, полный текст доступен по ссылке.


Ниже-PDF полного текста статьи.


Зайцева В.Не мешайте грузить, лучше помогите вагонами // РЖД-Партнер. 2017. №22. С.55-57.