f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Индексация тарифов на 2018 год: аппетит приходит во время еды
f_husainov
     Участники рынка бурно обсуждают поручение премьер-министра Медведева (от 09.12.2017 г. № ДМ-П9-8220) об увеличении железнодорожных тарифов РЖД на 2018 год.
     Почему это вызвало такое обсуждение?
     Напомню, что индексация на 2017 год составила 6,1 % и складывалась из двух элементов: во-первых, собственно индексации на 4 % и дополнительной надбавки "для покрытия расходов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" ещё 2 %. В итоге общий уровень получившейся индексации составил +6,1 % (1,02*1,04=1,0608≈1,061 или +6,1%).
     Когда РЖД просило (и получило) указанную надбавку в 2 % к общему уровню индексации оно клятвенно божилось, что эта надбавка во-первых, нужна только на один год и 31 декабря 2017 года прекратит своё существование, а во-вторых, индексация будет производиться таким образом, что за базу будет взят не уровень 2017 года, а уровень 2017 года за вычетом этих 2 % (т.е. надбавка была бы в этом случае, в некотором смысле, разовым сбором, действующим один год).
     Затем, в процессе обсуждения тарифов все подозревали РЖД в том, что оно как-то должно смухлевать, но РЖД отвечало: "Нет, что Вы, эти 2 % не воойдут в базу индексации и повышение тарифа будет к уровню 2017 год без учёта надбавки".
     ФАС России, устами И.Артемьева и Минэкономразвития устами М.Орешкина выступали против этой 2%-ной надбавки.

     Но, как всегда бывало в истории, борьба РЖД с правительством России вновь окончилась победой РЖД. Правительство, как оно уже привыкло, капитулировало и 9 декабря 2017 г. премьер Медведев подписал акт о капитуляции, который был оформлен в виде поручения правительства, в котором предусматривается:
   -индексация +3,9% к уровню 2017 года
   -сохранить надбавку на кап. ремонт инфраструктуры +2% к уровню 2017 года [уточнение от 12.12.2017 г.: в поручении Медведева применительно к  2 % нет оговорки "к уровню 2017 г.", поэтому итоговый рост составит, скорее всего, всё таки +5,4 %]
   - дополнительная надбавка "на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства" +1,5% к уровню 2017 г.
     Обратите внимание – все повышения не к уровню прошлого года за минусом 2% (как изначально обещало Правительство) а индексация именно «к уровню 2017 года», что напрямую зафиксировано в поручении Председателя правительства. Текст приказа готовили опытные бюрократы: теперь, когда в поручении Медведева это указано в явном виде, отменить это решение будет довольно трудно.
     Итого, получаем 1,039*1,02*1,015 = 1,07567 или, округляя, получим + 7,57 % составит рост тарифов в 2018 году к уровню 2017 года. И это ещё не считая 8%-ной надбавки для экспортных грузов, установленной в рамках тарифного корридора (она так же продлена на 2018 год). [15.12.2017 г. сми сообщили, что РЖД, которое сначало обещало, в обмен на согласие Совета потребителей по индексации тарифов оставить увеличение тарифов на экспорт в рамках тарифного коридора лишь на 8 %, после решения СП, - передумало и вместо +8 % решило установить для экспортных перевозок + 10 %, см. ссылку]

     В своё время активно обсуждалась идея о том, что общий уровень индексации жд тарифа на седующий год должен определяться как инфляция года предшествующего регулируемому (точнее, учитывая, что тарифы обсуждаются в ноябре - ожидаемая инфляция, ведь год, предшествующий регулированию на момент рубликации приказа об индексации тарифа ещё не закончен), уменьшенная на 0,1 %.
     23 ноября Минэкономразвития объявило, что ожидаемая инфляция 2017 года составит 2,5-2,8 % или в среднем 2,65%. Получается, что тарифы РЖД индексируются не на "инфляция минус 0,1%", а на инфляцию, умноженную на три! (7,57 / 2,65 = 2,86 ~ 3 раза)
    На трёхкратную инфляцию, Карл!

    Конечно, пока нет самого приказа ФАС - непонятно как будет эта 2 % надбавка применена и, возможно, эти слова будут интерпретированы как просто сохранение уровня 2017 г. и к ним будет индексация. И тогда рост составит не 7,6 %, а только 5,4 %. Но что здесь смущает - если пункт поручения про 2%-ную надбавку интерпретировать просто как сохранение уровня прошлого года, то почему остальные коэффициенты применяются к "уровню 2017 года", т.е. к уровню, в котором уже сидят эти 2 %, тогда нужно было использовать соответствующий уменьшающий коэффициент?

     Кроме того, если пользоваться критерием "инфляция минус 0,1%", то уровень индексации должен был быть не 5,4 % и тем более не 7,5 %, а 2,65-0,1= 2,55 %.
     Вот таким- +2,6 % должен был быть рост, если бы правительство настояло на своей точке зрения и собюдало те принципы тарифообразования, которые объявлялись.

     По поводу пункта, о компенсации расходов "связанных с корректировкой налогового законодательства" поясню тем, кто не в теме, что это тоже очень забавная индексация: в связи с тем, что планируется отмена с 2018 года льгот по налогу на имущество (РЖД, кто не знал, - имеет ряд налоговых льгот и платит меньше налогов, чем должно было по налоговому законодательству), налоговые платежи РЖД в бюджет должны были бы возрасти. Соответственно, РЖД, привыкшее немного недоплачивать в бюджет, попросило Правительство, мол, раз уж нельзя сохранить льготу, то позвольте повысить тарифы примерно на ту величину, которую РЖД должно будет выплатить в виде этого налога. (Про налоговые льготы неоднократно писали многие СМИ, об этом можно прочитать, например по ссылке 1 или по ссылке 2).
     Таким образом, старый тезис из экономических учебников о том, что крупные монополии обычно сильнее правительств и у чиновников не будет ни сил, ни компетенций, ни квалификации им противостоять, оказывается верен (как, впрочем, и многие другие банальности из учебников по экономике). И замена Якунина на Белозёрова здесь ничего не изменила. Как в старой восточной сказке - тот, кто занял дворец дракона должен сам превратиться в дракона.

     P.S. [12.12. 2017 г.]Судя по всему, всё таки рост составит +5,4 % к уровню 2017 года (см. уточнение выделенное красным цветом).

     P.P.S. [14.12. 2017 г.] В интервью президента Института транспортных систем А.Н. Синёва программе "1520: Экономика" телеканала "РЖД ТВ" утверждается, что рост тарифов в 2018 г. составит 8 %.

   

?

Log in

No account? Create an account