f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Индексация тарифов на 2018 год: аппетит приходит во время еды

     Участники рынка бурно обсуждают поручение премьер-министра Медведева (от 09.12.2017 г. № ДМ-П9-8220) об увеличении железнодорожных тарифов РЖД на 2018 год.
     Почему это вызвало такое обсуждение?
     Напомню, что индексация на 2017 год составила 6,1 % и складывалась из двух элементов: во-первых, собственно индексации на 4 % и дополнительной надбавки "для покрытия расходов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" ещё 2 %. В итоге общий уровень получившейся индексации составил +6,1 % (1,02*1,04=1,0608≈1,061 или +6,1%).
     Когда РЖД просило (и получило) указанную надбавку в 2 % к общему уровню индексации оно клятвенно божилось, что эта надбавка во-первых, нужна только на один год и 31 декабря 2017 года прекратит своё существование, а во-вторых, индексация будет производиться таким образом, что за базу будет взят не уровень 2017 года, а уровень 2017 года за вычетом этих 2 % (т.е. надбавка была бы в этом случае, в некотором смысле, разовым сбором, действующим один год).
     Затем, в процессе обсуждения тарифов все подозревали РЖД в том, что оно как-то должно смухлевать, но РЖД отвечало: "Нет, что Вы, эти 2 % не воойдут в базу индексации и повышение тарифа будет к уровню 2017 год без учёта надбавки".
     ФАС России, устами И.Артемьева и Минэкономразвития устами М.Орешкина выступали против этой 2%-ной надбавки.

     Но, как всегда бывало в истории, борьба РЖД с правительством России вновь окончилась победой РЖД. Правительство, как оно уже привыкло, капитулировало и 9 декабря 2017 г. премьер Медведев подписал акт о капитуляции, который был оформлен в виде поручения правительства, в котором предусматривается:
   -индексация +3,9% к уровню 2017 года
   -сохранить надбавку на кап. ремонт инфраструктуры +2% к уровню 2017 года [уточнение от 12.12.2017 г.: в поручении Медведева применительно к  2 % нет оговорки "к уровню 2017 г.", поэтому итоговый рост составит, скорее всего, всё таки +5,4 %]
   - дополнительная надбавка "на компенсацию расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства" +1,5% к уровню 2017 г.
     Обратите внимание – все повышения не к уровню прошлого года за минусом 2% (как изначально обещало Правительство) а индексация именно «к уровню 2017 года», что напрямую зафиксировано в поручении Председателя правительства. Текст приказа готовили опытные бюрократы: теперь, когда в поручении Медведева это указано в явном виде, отменить это решение будет довольно трудно.
     Итого, получаем 1,039*1,02*1,015 = 1,07567 или, округляя, получим + 7,57 % составит рост тарифов в 2018 году к уровню 2017 года. И это ещё не считая 8%-ной надбавки для экспортных грузов, установленной в рамках тарифного корридора (она так же продлена на 2018 год). [15.12.2017 г. сми сообщили, что РЖД, которое сначало обещало, в обмен на согласие Совета потребителей по индексации тарифов оставить увеличение тарифов на экспорт в рамках тарифного коридора лишь на 8 %, после решения СП, - передумало и вместо +8 % решило установить для экспортных перевозок + 10 %, см. ссылку]

     В своё время активно обсуждалась идея о том, что общий уровень индексации жд тарифа на седующий год должен определяться как инфляция года предшествующего регулируемому (точнее, учитывая, что тарифы обсуждаются в ноябре - ожидаемая инфляция, ведь год, предшествующий регулированию на момент рубликации приказа об индексации тарифа ещё не закончен), уменьшенная на 0,1 %.
     23 ноября Минэкономразвития объявило, что ожидаемая инфляция 2017 года составит 2,5-2,8 % или в среднем 2,65%. Получается, что тарифы РЖД индексируются не на "инфляция минус 0,1%", а на инфляцию, умноженную на три! (7,57 / 2,65 = 2,86 ~ 3 раза)
    На трёхкратную инфляцию, Карл!

    Конечно, пока нет самого приказа ФАС - непонятно как будет эта 2 % надбавка применена и, возможно, эти слова будут интерпретированы как просто сохранение уровня 2017 г. и к ним будет индексация. И тогда рост составит не 7,6 %, а только 5,4 %. Но что здесь смущает - если пункт поручения про 2%-ную надбавку интерпретировать просто как сохранение уровня прошлого года, то почему остальные коэффициенты применяются к "уровню 2017 года", т.е. к уровню, в котором уже сидят эти 2 %, тогда нужно было использовать соответствующий уменьшающий коэффициент?

     Кроме того, если пользоваться критерием "инфляция минус 0,1%", то уровень индексации должен был быть не 5,4 % и тем более не 7,5 %, а 2,65-0,1= 2,55 %.
     Вот таким- +2,6 % должен был быть рост, если бы правительство настояло на своей точке зрения и собюдало те принципы тарифообразования, которые объявлялись.

     По поводу пункта, о компенсации расходов "связанных с корректировкой налогового законодательства" поясню тем, кто не в теме, что это тоже очень забавная индексация: в связи с тем, что планируется отмена с 2018 года льгот по налогу на имущество (РЖД, кто не знал, - имеет ряд налоговых льгот и платит меньше налогов, чем должно было по налоговому законодательству), налоговые платежи РЖД в бюджет должны были бы возрасти. Соответственно, РЖД, привыкшее немного недоплачивать в бюджет, попросило Правительство, мол, раз уж нельзя сохранить льготу, то позвольте повысить тарифы примерно на ту величину, которую РЖД должно будет выплатить в виде этого налога. (Про налоговые льготы неоднократно писали многие СМИ, об этом можно прочитать, например по ссылке 1 или по ссылке 2).
     Таким образом, старый тезис из экономических учебников о том, что крупные монополии обычно сильнее правительств и у чиновников не будет ни сил, ни компетенций, ни квалификации им противостоять, оказывается верен (как, впрочем, и многие другие банальности из учебников по экономике). И замена Якунина на Белозёрова здесь ничего не изменила. Как в старой восточной сказке - тот, кто занял дворец дракона должен сам превратиться в дракона.

     P.S. [12.12. 2017 г.]Судя по всему, всё таки рост составит +5,4 % к уровню 2017 года (см. уточнение выделенное красным цветом).

     P.P.S. [14.12. 2017 г.] В интервью президента Института транспортных систем А.Н. Синёва программе "1520: Экономика" телеканала "РЖД ТВ" утверждается, что рост тарифов в 2018 г. составит 8 %.

   
Tags: Железнодорожные тарифы, Заметки, ФАС
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments