f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
ВВП, промышленное производство и показатели работы транспорта
f_husainov
     Тут мне недавно задали вопрос- насколько сильно связаны общеэкономическая динамика (ВВП, промышленное производство) и показатели железнодорожного транспорта, такие как грузооборот и погрузка грузов. Вообще, на эту тему было опубликовано много статей, в том числе статьи Б.М.Лапидуса и Д.А.Мачерета (примерно, в 2009-2010 гг. , если я не ошибаюсь, в журнале "Экономика железных дорог"). Более того, все данные для такого анализа есть в открытом доступе, например, на сайте Росстата.
     Я как-то публиковал здесь, в блоге такие графики, но после того, как в 2017 г. Росстат задним числом скорректировал показатели ВВП и промышленного производства не только текущего года, но и за 2015 и 2016 год, есть смысл привести эти обновлённые данные.
     На рис.1 и рис. 2 приведены соответственно темпы прироста ВВП и промышленного производства к предыдущему году.


Рис.1


Рис.2.

     Если мы перерисум эти же данные не в темпах прироста, а просто в процентах к прошлому году (т.е.  +3,5 % представим как 103,5 %) и наложим на аналигичный график с динамикой грузооборота и погрузки, то получим диаграмму, приведённую на рис.3.


Рис.3.

     Как видно из рис.3, динамика этих показателей довольно близка. Даже и без регрессий-корреляций, понятно, что между ними очень тесная связь.
     Причём, если мы будем вычислять коэффициент детерминации ("R-квадрат"), то можем обнаружить, что зависимость погрузки грузов от промышленного производства характеризуется коэффициентом детерминации, равным 0,9131 (т.е., грубо говоря, примерно на 91,3 % объём погрузки определяется объёмом выпуска/производства в экономике). Зависимость темпов грузооборота от темпов промышленного производства так же довольно сильная - 0,9072 (т.е. грузооборот на 90,7 % определяется динамикой производства).
     Что же касается показателя ВВП, то его влияние на погрузку составляет 0,6662 (или 66,6 %), а на грузооборот 0,7381 (или 73,8 %). Т.е. темпы роста ВВП сами по себе менее важны для, например, прогнозирования работы железнодорожного транспорта.
     При этом, между динамикой ВВП и промышленного производства тоже есть устойчивая связь. Темпы роста промышленного производства на 82,8 % определяются темпами роста ВВП.
     Т.е. связь между промышленным производством и показателями погрузкии грузооборота выше, чем связь между темпами роста ВВП и промышленного производства. Впрочем, это логично, ведь железнодорожным транспортом перевозится именно промышленная продукция (включая сельское хозяйство), тогда как ВВП, включает в себя ещё и произведённые в экономике услуги. А производство услуг, вообще говоря, не обязательно должно быть тесно связано с объёмами перевозок.
     Если мы будем сравнивать грузооборот и ВВП, то мы можем обнаружить ещё одну любопытную особенность. С точки зрения грузооборота, Россия не слишком сильно отличается от США и Китая, но по ВВП этот разрыв огромен (вот здесь есть таблицы абсолютного ВВП по итогам 2016 г.). Если в 2015 г. (по данным с сайта investorschool.ru) доля США в мировом ВВП 24 %, а доля Китая 15 %, то Россия занимает лишь 1,8 % (это без пересчёта по ППС, вот по этой ссылке данные о ВВП по ППС).
     То есть наш железнодорожный транспорт перевозит почти столько же, но в целом мы производим сильно меньше (причём и товаров и услуг).
     С чем это связано и что это значит?
     Но об этом, а так же о показателе транспортоёмкость ВВП - как-нибудь в следующий раз.


P.S. Данные по темпам прироста ВВП Росстат позднее скорректировал (за 2012, 2013 и 2015 год). Данные по состоянию на 03.04.2018 г. см. по ссылке. В результате корректировок средний темп роста ВВП за 10 лет (с 2008 по 2017) изменился: вырос с 0,9% до 1,1%.

  • 1
ну вот, на самом интересном месте )))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account