f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Ф.фон Гёрстнер и первая железная дорога в России

     В октябрьском номере "Вестника транспорта" (№ 10, 2017 г.) опубликована моя статейка, приуроченная к 180-летию российских железных дорог.
     Статья называется "Франц фон Гёрстнер и первая железная дорога в России". Сам по себе сюжет статьи традиционен для подобных "юбилейных" публикаций, но тут есть одна особенность. Вместо привычных для железнодорожников восторгов в адрес Николая I, которого многие считают главным "отцом модернизации", здесь чуть подробнее сделан акцент на причинах того, почему хоть он и санкционировал строительство первых дорог, в дальнейшем был противником их строительства.

Хусаинов Ф.И. Франц фон Гёрстнер и первая железная дорога в России // Вестник транспорта. 2017. № 10. С.40-43.

     В статье есть несколько технических опечаток и одна важная ошибка.
Опечатки:
- сноска 1 на стр 40 должна была быть после слов "главном управлении водяными и сухопутными путями сообщения", а в силу каких-то ошибок при наборе она прикрепилась к слову "режима" абзацем выше.
- под названием таблицы 1 находится та же таблица, что и под названием таблицы 2. Сама таблица 1 куда-то бесследно исчезла.
Ошибка.
     -На стр 43 я привожу таблицу "Протяжённость железных дорог Европы и Америки в 30-40 годы XIX века, км" из монографии А.М. Соловьёвой (Соловьёва А.М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. – М.:
Наука, 1975). Цифра по протяжённости российских железных дорог там (в монографии Соловьёвой) судя по всему - неверна, а я недосмотрел и некритично использовал эти данные. ("Верить, Штирлиц, нельзя никому!") Возможно, это была опечатка при издании книги 1975 года, возможно в каких-то источниках действительно указывалась эта цифра, но большинство современных исследователей приводят другие цифры, порядка 600 км. Например в работах А.Б.Вульфова 601 км.; у Лоренса Грехема 600 с чем-то, сейчас нет под рукой его книги; в книге под ред. Фортунатова (Люди дела. Вклад железнодорожников в социально-экономическое развитие России. Монография / В.А. Агафонов и др. Под ред. В.В. Фортунатова – М.: ГОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2007. – 292 с.) на конец 1850 г. -520 км., а на конец 1851, когда закончилось строительство дороги Петербург-Москва, уже 1009 км.
     Впрочем, эта ошибка не меняет принципиально вывода об отставании России в вопросах железнодорожного строительства по состоянию на 1850-е годы.

     В ближайшее время я буду делать расширенную версию этой статьи, где и эти неточности будут исправлены и будут добавлены важные аспекты того - почему многие выступали против почвления железных дорог. Например, здесь я почти не касался темы протекционизма, хотя она тоже играла некоторую роль.

    P.S. Разобрался, оказалось никакой ошибки в монографии А.М. Соловьёвой нет.
     Просто в таблице в книге Соловьёвой учитывается протяжённость уже сданных в эксплуатацию дорог, а их на 1850 год было две Петербург-Царское село, потом продолженная до Павловска и Варшаво-Венская. Дорога Петербург-Москва сдана годом позже - в 1851 году.
     А во всех остальных источниках - приводятся данные о построенных дорогах. А так как в 1850 часть участков ещё не сданной Петербурго-московской дороги уже были построены, то они и дают эту разницу.
Tags: История железных дорог, Мои публикации, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments