f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Встреча с классиком

 

Вчера – 5 февраля 2011 г. был в гостях у живого классика тарифного дела – легендарного Абрама Владимировича Крейнина. Он автор самых главных книг по теории и истории железнодорожных тарифов. Он «отец» советских железнодорожных «Прейскурантов» с 1940 по 1995 гг. Он автор идеи деления тарифа на две составляющие – движенческую и за начально-конечные операции.

Ему 92 года, он почти не видит, но сохраняет поразительную ясность мысли и чувство юмора.

В прошлом году вышла его очередная книга – «Развитие системы железнодорожных грузовых тарифов и их регулирование в России (1837-2007 гг.)»,это второе издание – дополненное.

 

Рассказывал про Кагановича, про то, как видел Сталина на заседании Совета министров, посвящённом жд тарифам в 1952 г., про то, как академик Тигран Сергеевич Хачатуров приносил ему на рецензию главу про тарифы из своей книги «Экономика транспорта» с просьбой «не оставить от неё камня на камне».

Говорит, что когда он пришёл в планово-тарифный отдел МПС «там работали древние старики лет по 50, это сейчас, в свои 92 я понимаю, что это не самый древний возраст»

Про то, как он писал материал про тарифные съезды для Бориса Немцова в 1997 г. и благодаря резолюции Немцова в России впервые после 1917 года прошёл тарифный съезд, где систему железнодорожных тарифов обсуждали (как это было принято до революции) представители как транспортного сообщества, так и различных отраслей экономики – те, кто пользуется услугами железнодорожного транспорта.

В общем, фантастически интересная личность!

Я вот думаю – жалко, что никто за ним не записывает его воспоминания – это чрезвычайно интересный пласт истории жд транспорта!

Например, он рассказывал, что когда начал писать свою знаменитую книгу «Транспортные тарифы в СССР» (вышла в 1978 г, то хотел начать с дореволюционного опыта, но ему сказали в МПС, что если окажется, что до 1917 года на железных дорогах обнаружится что-то хорошее, то не только книга не выйдет, а ещё и Вы работу потеряете».

Я говорю Крейнину: «А я как раз хотел спросить – почему там почти ничего нет про дореволюционный опыт, а Вы опередили мой вопрос».

И, кстати, я спросил его про цитирование Маркса против учёта платёжеспособности груза и о том, как он там писал «западные и примкнувшие к ним некоторые советские экономисты», он сказал, что на каком-то этапе он искренне так считал и на Маруса сослался сознательно, но впоследствии пересмотрел эту свою тогдашнюю точку зрения.

И вообще, он довольно критично относится и к Сталину, как мне показалось, и местами, к советской власти. Говорит, что предпочитал Самуэльсона Марксу.

Кстати, действительно учёт платёжеспособности груза, а не только себестоимости, - его заслуга. В одной из своих недавних статей Абрам Владимирович похвалил мою статью в БТИ про ценовую дискриминацию, сказал, что в целом согласен, но заметил, что я «недостаточно критикую действующую тарифную систему». И в этот раз сказал, что читал (точнее – ему читали, т.к. сам он плохо видит) мою статью в «Гудке» про благотворную дискриминацию, похвалил, а затем обсудили различные аспекты дифференциации грузов по тарифным классам.



(Верхнее фото - из газеты "Гудок", из статьи "Тарифный король" к юбилею А.В. Крейнина)

 

 

 

 

Tags: Железнодорожные тарифы, История железных дорог, Крейнин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments