f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Тарифы в условиях появления независимых перевозчиков- статья Л.А. Мазо и П.Б. Маневича
f_husainov
     Раз уж я взялся делать тут, в ЖЖ анонсы разных любопытных статей из железнодорожных журналов, на которые хотел обратить внимание читающей общественности, то вот сейчас будет статья, мимо которой нельзя пройти.
     Авторы - д.э.н. Л.А. Мазо и к.э.н. П.Б. Маневич.Статья называется "Критерии построения инфраструктурного тарифа в условиях появления независимых перевозчиков грузов". Опубликована в журнале "Тарифы и инвестиции" (№ 1, 2016 г., как я уже писал в прошлый раз, в 2016 г. вышел всего один номер этого журнала). Авторы, для железнодорожной аудитории - в представлении не нуждаются. Но, для тех, кто не знает, отмечу, что первый из авторов - "живой классик", в прошлом - зам. директора ВНИИЖТ, один из основных разработчиков Прейскуранта № 10-01, а второй - научный сотрудник "главного" научно-исследовательского института в железнодорожной отрасли.


 

      Авторы, в частности, пишут: "Вспомним долгие споры о губительном влиянии на работу железных дорог приватизации вагонного парка. Но никакие, даже самые яркие доводы о росте порожнего пробега, не подтвердились. Платность перевозочных ресурсов явилась лучшим барьером для нерационального использования вагонов. (...) Операторы подвижного состава по своей инициативе успешно внедрили удобную для них форму конкурентного участия в осуществлении перевозочного процесса собственными поездными формированиями (СПФ). Впрочем, ещё в советское время существовали короткопробежные кольцевые маршруты из собственных вагонов и локомотивов. (...) В современных условиях СПФ регулярно обращаются с дальностью от 88 до 1119 км., как правило, на тепловозной тяге, преимущественно - на неэлектрифицированных линиях с невысокой загрузкой. Основной полигон СПФ пролегает на Октябрьской, Северной, Южно-Уральской и Северо-Кавказской железных дорогах. В них [в СПФ], в целом, перевозится немногим более 1 % общего сетевого объёма. (...) Значительные объёмы мазута на экспорт через балтийские порты Эстонии и Латвии доставляются собственными поездными формированиями с приватными локомотивами компаниями-операторами "Трансойл" и "Балттранссервис". Интересно, что РЖД, помогая конкуренту, предоставляет СПФ свои локомотивные бригады. По существу, СПФ физически и по затратам, мало чем отличаются от локальных перевозчиков, работающих кольцевыми маршрутами. В то же время с правовой точки зрения - различия существенные, поскольку только перевозчики отвечают за перевозку. (...)
     Как и в случае с приватизацией вагонного парка, перед развитием частного бизнеса в локомотивной тяге обычно ставят две целевые задачи:
- конкуренция в сфере перевозочной деятельности;
- привлечение внешних инвестиций в обновление локомотивного парка. (...)
     Преимущество приватной тяги проявляется на подъёме экономики, когда возрастающий спрос на локомотивы был бы быстрее удовлетворён благодаря адекватному увеличению свободных ставок (...) Возникает парадокс: у производителей перевозимой продукции появляются дополнительные финансовые средства, а железная дорога не получает паритетных источников инвестирования. Дерегулирование вагонной составляющей тарифа, благодаря конкуренции в предоставлении вагонов, в корне исправило аналогичную негативную ситуацию с вагонным парком. В настоящих условиях приоритет приобретает первая задача. Её решение ведёт к свободной увязке тарифов независимых перевозчиков со спросом и предложением, а это даёт ключ к источникам инвестиций."

     И ещё одна цитата:
     "Следует подчеркнуть, что существующие тарифно-ценовые условия нередко становятся доводом о неэффективности и даже невозможности появления института независимых перевозчиков. В целом, кардинальным решением проблемы может послужить преобразование системы грузовых тарифов с разделением на две основные составляющие: базовую инфраструктурную и локомотивную."

     Ниже - полный текст статьи в PDF.

Мазо Л.А., Маневич П.Б. Критерии построения инфраструктурного тарифа в условиях появления независимых перевозчиков грузов


     

?

Log in

No account? Create an account