f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Тарифы в условиях появления независимых перевозчиков- статья Л.А. Мазо и П.Б. Маневича

     Раз уж я взялся делать тут, в ЖЖ анонсы разных любопытных статей из железнодорожных журналов, на которые хотел обратить внимание читающей общественности, то вот сейчас будет статья, мимо которой нельзя пройти.
     Авторы - д.э.н. Л.А. Мазо и к.э.н. П.Б. Маневич.Статья называется "Критерии построения инфраструктурного тарифа в условиях появления независимых перевозчиков грузов". Опубликована в журнале "Тарифы и инвестиции" (№ 1, 2016 г., как я уже писал в прошлый раз, в 2016 г. вышел всего один номер этого журнала). Авторы, для железнодорожной аудитории - в представлении не нуждаются. Но, для тех, кто не знает, отмечу, что первый из авторов - "живой классик", в прошлом - зам. директора ВНИИЖТ, один из основных разработчиков Прейскуранта № 10-01, а второй - научный сотрудник "главного" научно-исследовательского института в железнодорожной отрасли.




      Авторы, в частности, пишут: "Вспомним долгие споры о губительном влиянии на работу железных дорог приватизации вагонного парка. Но никакие, даже самые яркие доводы о росте порожнего пробега, не подтвердились. Платность перевозочных ресурсов явилась лучшим барьером для нерационального использования вагонов. (...) Операторы подвижного состава по своей инициативе успешно внедрили удобную для них форму конкурентного участия в осуществлении перевозочного процесса собственными поездными формированиями (СПФ). Впрочем, ещё в советское время существовали короткопробежные кольцевые маршруты из собственных вагонов и локомотивов. (...) В современных условиях СПФ регулярно обращаются с дальностью от 88 до 1119 км., как правило, на тепловозной тяге, преимущественно - на неэлектрифицированных линиях с невысокой загрузкой. Основной полигон СПФ пролегает на Октябрьской, Северной, Южно-Уральской и Северо-Кавказской железных дорогах. В них [в СПФ], в целом, перевозится немногим более 1 % общего сетевого объёма. (...) Значительные объёмы мазута на экспорт через балтийские порты Эстонии и Латвии доставляются собственными поездными формированиями с приватными локомотивами компаниями-операторами "Трансойл" и "Балттранссервис". Интересно, что РЖД, помогая конкуренту, предоставляет СПФ свои локомотивные бригады. По существу, СПФ физически и по затратам, мало чем отличаются от локальных перевозчиков, работающих кольцевыми маршрутами. В то же время с правовой точки зрения - различия существенные, поскольку только перевозчики отвечают за перевозку. (...)
     Как и в случае с приватизацией вагонного парка, перед развитием частного бизнеса в локомотивной тяге обычно ставят две целевые задачи:
- конкуренция в сфере перевозочной деятельности;
- привлечение внешних инвестиций в обновление локомотивного парка. (...)
     Преимущество приватной тяги проявляется на подъёме экономики, когда возрастающий спрос на локомотивы был бы быстрее удовлетворён благодаря адекватному увеличению свободных ставок (...) Возникает парадокс: у производителей перевозимой продукции появляются дополнительные финансовые средства, а железная дорога не получает паритетных источников инвестирования. Дерегулирование вагонной составляющей тарифа, благодаря конкуренции в предоставлении вагонов, в корне исправило аналогичную негативную ситуацию с вагонным парком. В настоящих условиях приоритет приобретает первая задача. Её решение ведёт к свободной увязке тарифов независимых перевозчиков со спросом и предложением, а это даёт ключ к источникам инвестиций."

     И ещё одна цитата:
     "Следует подчеркнуть, что существующие тарифно-ценовые условия нередко становятся доводом о неэффективности и даже невозможности появления института независимых перевозчиков. В целом, кардинальным решением проблемы может послужить преобразование системы грузовых тарифов с разделением на две основные составляющие: базовую инфраструктурную и локомотивную."

     Полный текст статьи в PDF можно скачть по ссылке 1 или по ссылке 2.
Tags: Железнодорожные тарифы, Реформа железных дорог, Частные перевозчики, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments