f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Небыстрые изменения

     В отчёте "Индекс качества" за 2 квартал 2017 г. отмечается: «Оперативность согласования заявок также была оценена выше, чем в предыдущем квартале. Более того, данный критерий находится на втором месте по количеству набранных итоговых баллов».
     История с некоторым упрощением процедур согласования заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом представляет собою любопытный кейс, которого следует коснуться особо.
     В 2011-2012 г. в отрасли проходила дискуссия об изменении системы планирования ОАО «РЖД». В это время ОАО «РЖД» разработало скандально известный документ, под названием «Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок». Но в процессе дискуссии оказалось, что большая часть участников рынка восприняли идею повышения жёсткости планирования, лежащую в основе ЕСТП и возврат к нормам Устава железнодорожного транспорта 1964 года – неприемлемыми. На стороне операторов и грузоотправителей оказалась и ФАС России, которая издала соответствующее предписание. В итоге, ЕСТП был утверждён (распоряжением 28.12.2012 г, № 2786р), но самые одиозные его предложения были помечены «звёздочкой» и не вступили в силу (было оговорено, что они вступят в силк после соответствующих изменений в Федеральные законы, так что – формально – эта мина пока не обезврежена). При этом, оппоненты основных идей ЕСТП предлагали двигаться в противоположном направлении: вместо повышения жёсткости планирования, наоборот – сделать систему планирования более гибкой, более «дружелюбной» для грузоотправителя и даже сократить сроки подачи заявок (в частности, предлагалось подавать заявку не за 10 дней, а за 3 дня и ряд других изменений, упрощающих эти процедуры). В то время (в 2011-2012 гг.) РЖД категорически не соглашалось с этими предложениями, мотивируя своё несогласие невозможностью работы в условиях более коротких (чем 10 дней) сроков подачи заявок. Отзвуки этой дискуссии можно услышать, т.е. в данном случае - прочитать,  в моей статье "Анализ ЕСТП: риски и угрозы для рынка транспортных услуг", опубликованной в 2013 г., которая представляла собой журнальную версию моего доклада, сделанного на круглом столе, посвящённом ЕСТП.
     И лишь в конце 2016 и в 2017 г. ОАО «РЖД» фактически реализовало те предложения, на которых настаивали его оппоненты – упростило подачу заявок, сократило срок их подачи для части перевозок, сократило время согласования и даже отменило (для контейнерных перевозок) саму заявку формы ГУ-12, легализовав отгрузку груза практически «по предъявлению».
     И вот теперь оказалось, как это часто было и в прошлом, что лишь реализовав идеи своих оппонентов, ОАО «РЖД» стало и более привлекательным с точки зрения грузоотправителей и – более того – именно эти новшества сейчас руководители РЖД подают как важнейшие элементы стратегии повышения клиентоориентированности.
     Этот кейс позволяет нам сделать вывод о том, что только наличие оппонентов, критикующих,  предлагающих альтернативные идеи, позволяет государственной компании двигаться вперёд, двигаться - пусть по миллиметру в год - в сторону большей клиентоориентированности.
     А, представляете - как бы заработало РЖД если бы все идеи "консервативного" её крыла были так же быстро отброшены, как и идея ЕСТП? :-)
Tags: Заметки, РЖД
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments