f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Небыстрые изменения
f_husainov
     В отчёте "Индекс качества" за 2 квартал 2017 г. отмечается: «Оперативность согласования заявок также была оценена выше, чем в предыдущем квартале. Более того, данный критерий находится на втором месте по количеству набранных итоговых баллов».
     История с некоторым упрощением процедур согласования заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом представляет собою любопытный кейс, которого следует коснуться особо.
     В 2011-2012 г. в отрасли проходила дискуссия об изменении системы планирования ОАО «РЖД». В это время ОАО «РЖД» разработало скандально известный документ, под названием «Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок». Но в процессе дискуссии оказалось, что большая часть участников рынка восприняли идею повышения жёсткости планирования, лежащую в основе ЕСТП и возврат к нормам Устава железнодорожного транспорта 1964 года – неприемлемыми. На стороне операторов и грузоотправителей оказалась и ФАС России, которая издала соответствующее предписание. В итоге, ЕСТП был утверждён (распоряжением 28.12.2012 г, № 2786р), но самые одиозные его предложения были помечены «звёздочкой» и не вступили в силу (было оговорено, что они вступят в силк после соответствующих изменений в Федеральные законы, так что – формально – эта мина пока не обезврежена). При этом, оппоненты основных идей ЕСТП предлагали двигаться в противоположном направлении: вместо повышения жёсткости планирования, наоборот – сделать систему планирования более гибкой, более «дружелюбной» для грузоотправителя и даже сократить сроки подачи заявок (в частности, предлагалось подавать заявку не за 10 дней, а за 3 дня и ряд других изменений, упрощающих эти процедуры). В то время (в 2011-2012 гг.) РЖД категорически не соглашалось с этими предложениями, мотивируя своё несогласие невозможностью работы в условиях более коротких (чем 10 дней) сроков подачи заявок. Отзвуки этой дискуссии можно услышать, т.е. в данном случае - прочитать,  в моей статье "Анализ ЕСТП: риски и угрозы для рынка транспортных услуг", опубликованной в 2013 г., которая представляла собой журнальную версию моего доклада, сделанного на круглом столе, посвящённом ЕСТП.
     И лишь в конце 2016 и в 2017 г. ОАО «РЖД» фактически реализовало те предложения, на которых настаивали его оппоненты – упростило подачу заявок, сократило срок их подачи для части перевозок, сократило время согласования и даже отменило (для контейнерных перевозок) саму заявку формы ГУ-12, легализовав отгрузку груза практически «по предъявлению».
     И вот теперь оказалось, как это часто было и в прошлом, что лишь реализовав идеи своих оппонентов, ОАО «РЖД» стало и более привлекательным с точки зрения грузоотправителей и – более того – именно эти новшества сейчас руководители РЖД подают как важнейшие элементы стратегии повышения клиентоориентированности.
     Этот кейс позволяет нам сделать вывод о том, что только наличие оппонентов, критикующих,  предлагающих альтернативные идеи, позволяет государственной компании двигаться вперёд, двигаться - пусть по миллиметру в год - в сторону большей клиентоориентированности.
     А, представляете - как бы заработало РЖД если бы все идеи "консервативного" её крыла были так же быстро отброшены, как и идея ЕСТП? :-)

?

Log in

No account? Create an account