f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Статья Е. Богданова и Е.Шеремет о новом Прейскуранте
f_husainov
     Журнал "Тарифы", который ранее выходил 6 раз в год, если я правильно понял, преобразовался в журнал "Тарифы и инвестиции" (вот по ссылке сайт этого журнала). В 2016 г. вышел только один номер, но довольно интересный.
     В частности, в этом номере опубликована статья Евгения Богданова и Екатерины Шеремет "Разработка нового Прейскуранта на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Международная практика тарифного стимулирования рационального поведения участников перевозочного процесса".
     Не со всеми тезисами этой статьи я согласен.  Меня всегда смущают попытки приписать государству стремление ко всеобщей справедливости и к тому, что именно государство может обеспечивать "общий баланс интересов". Я бы предпочёл "нейтральность" тарифной системы, тому варианту, когда государство искусственно стимулирует участников рынка к тому или иному поведению. Но, по всей вероятности, от активной роли тарифов,нам в ближайшее время никак не уйти (во всяком случае, пока железные дороги, как инфраструктура, остаются едиными, монопольными и государственными).
     Статья же интересна тем, что авторы являются очень квалифицированными экспертами в вопросах железнодорожных грузовых тарифов и, наряду с ВНИИЖТ и рядом других институций, участвуют в разработке нового Прейскуранта № 10-01.
     В этой статье авторы, в частности, пишут: "подход, предполагающий дифференциацию только по трём классам, закреплённый в Прейскуранте в 2003 году, доказал свою несостоятельность - иначе в Прейскуранте не появилось бы более 40 дополнительных поправочных коэффициентов. В странах с сопоставимыми условиями  перевозки количество классов при тарификации перевозки грузов железнодорожным транспортом составляет 10-15. Например, в Китае выделяется 8 групп грузов, и для каждой группы определяется своя ставка за начально-конечные операции. В Бразилии количество типов грузов варьируется от 5 до 20 в зависимости от дороги и, соответственно, компании-концессионера. (...) В Индии ставки фиксируются для 16 различных классов грузов, причём принадлежность груза к конкретному классу пересматривается периодически, вследствие чего в некоторое время количество фактических используемых классов составляло 14-15".
     Также авторы статьи касаются вопроса о том - должны ли провозные платежи покрывать полные затраты собственника инфраструктуры либо только переменные и часть полных затрат.
     Здесь авторы подчёркивают принципиальное различие европейской модели, в которой тариф покрывает лишь переменные затраты и часть постоянных (в целом, отмечают авторы, "в большинстве европейских стран уровень покрытия расходов доходами не превышает 60 %"), и государство покрывает часть расходов на инфраструктуру, от "американской модели". В условно-"американской" модели тариф должен компенсировать полные затраты: "Второй подход - компенсация тарифом полных операционных затрат - применяется в большинстве стран с вертикально интегрированными структурами ж/д транспорта, в частности в Бразилии, Индии, Китае, США, Канаде".
     Ниже - полный текст статьи в PDF.

Богданов Е., Шеремет Е. Разработка нового Прейскуранта на услуги по перевозки грузов железнодорожным транспортом...

?

Log in

No account? Create an account