f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Статья Е. Богданова и Е.Шеремет о новом Прейскуранте

     Журнал "Тарифы", который ранее выходил 6 раз в год, если я правильно понял, преобразовался в журнал "Тарифы и инвестиции" (вот по ссылке сайт этого журнала). В 2016 г. вышел только один номер, но довольно интересный.
     В частности, в этом номере опубликована статья Евгения Богданова и Екатерины Шеремет "Разработка нового Прейскуранта на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом. Международная практика тарифного стимулирования рационального поведения участников перевозочного процесса".
     Не со всеми тезисами этой статьи я согласен.  Меня всегда смущают попытки приписать государству стремление ко всеобщей справедливости и к тому, что именно государство может обеспечивать "общий баланс интересов". Я бы предпочёл "нейтральность" тарифной системы, тому варианту, когда государство искусственно стимулирует участников рынка к тому или иному поведению. Но, по всей вероятности, от активной роли тарифов,нам в ближайшее время никак не уйти (во всяком случае, пока железные дороги, как инфраструктура, остаются едиными, монопольными и государственными).
     Статья же интересна тем, что авторы являются очень квалифицированными экспертами в вопросах железнодорожных грузовых тарифов и, наряду с ВНИИЖТ и рядом других институций, участвуют в разработке нового Прейскуранта № 10-01.
     В этой статье авторы, в частности, пишут: "подход, предполагающий дифференциацию только по трём классам, закреплённый в Прейскуранте в 2003 году, доказал свою несостоятельность - иначе в Прейскуранте не появилось бы более 40 дополнительных поправочных коэффициентов. В странах с сопоставимыми условиями  перевозки количество классов при тарификации перевозки грузов железнодорожным транспортом составляет 10-15. Например, в Китае выделяется 8 групп грузов, и для каждой группы определяется своя ставка за начально-конечные операции. В Бразилии количество типов грузов варьируется от 5 до 20 в зависимости от дороги и, соответственно, компании-концессионера. (...) В Индии ставки фиксируются для 16 различных классов грузов, причём принадлежность груза к конкретному классу пересматривается периодически, вследствие чего в некоторое время количество фактических используемых классов составляло 14-15".
     Также авторы статьи касаются вопроса о том - должны ли провозные платежи покрывать полные затраты собственника инфраструктуры либо только переменные и часть полных затрат.
     Здесь авторы подчёркивают принципиальное различие европейской модели, в которой тариф покрывает лишь переменные затраты и часть постоянных (в целом, отмечают авторы, "в большинстве европейских стран уровень покрытия расходов доходами не превышает 60 %"), и государство покрывает часть расходов на инфраструктуру, от "американской модели". В условно-"американской" модели тариф должен компенсировать полные затраты: "Второй подход - компенсация тарифом полных операционных затрат - применяется в большинстве стран с вертикально интегрированными структурами ж/д транспорта, в частности в Бразилии, Индии, Китае, США, Канаде".
     Ниже - полный текст статьи в PDF.

Богданов Е., Шеремет Е. Разработка нового Прейскуранта на услуги по перевозки грузов железнодорожным транспортом...
Tags: Железнодорожные тарифы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments