?

Log in

No account? Create an account

f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Гранин
f_husainov
    Сегодня узнал, что умер Даниил Гранин.
Я лично, помимо обязательного "Зубра", из всего Гранина больше всего люблю три повести: "Искатели", "Иду на грозу" и "Однофамилец".




Но если в "Искателях" и "Иду на грозу" просто истории о моральном выборе учёных, пусть и, иногда, сложном, то в "Однофамильце" просвечивает ещё одна важная грань.
Там уже не просто хороший персонаж и плохой; там есть такой момент, когда оппонент учителя главного героя (главный герой - Кузьмин - когда-то был математиком, но бросил науку и случайно, через 30 лет заглянул на конференцию, что и послужило завязкой всего сюжета) - объясняет ему, почему он написал донос, закончившейся арестом этого учителя и разгромом всей его школы. И говорит ему, дескать не идеализируй своего учителя, если б представители одной школы
не написали донос, то на день позже такой же донос написал бы и твой учитель. Не нужно думать, что он был как-то более морален, чем остальная тогдашняя наука.
     И этот момент в книге - самый страшный. Когда есть добро и зло, хорошие и плохие, - всегда можно выстроить, отталкиваясь от этих координат собственную схему поведения. Всегда есть камертон, который даёт чистый звук и от него можно отсчитывать позиции основных участников.
     А тут - нет земли под ногами. Нет моральных и неморальных. Есть выжившие и невыжившие. И ты не понимаещь - осуждать выживших, или - нет. Потому что старый профессор, успевший написать донос раньше не только уничтожил оппонента, но и "спас" свою кафедру и свою школу от репрессий. Ценой уничтожения (буквального!) чужой кафедры и чужой школы. И в конце этот персонаж говорит главному герою (Кузьмину), что в эту эпоху не было правых и виноватых, потому что виноватыми были все! Потому что подонками были все! И герой в замешательстве. Его внутренний моральный компас - сломан. И вроде хочется по-прежнему считать, что "свои" - правы, а "не свои" - нет, что "свои" - благородные жертвы, а "не свои" - циничные негодяи. Но Кузьмин слишком умён, что бы не видеть, что вся система в этом обществе так построена, что остаться морально правым, остаться честным и принципиальным, и, одновременно живым - невозможно!
      Гранин в абсолютно реалистической и почти что "соцреалистической" литературе ставит моральные вопросы такого накала и такого градуса, что его книги пробивают потолок "соцреализма", поднимаясь до высот античной трагедии.

   
И, кстати, недавно, я прикупил 8-томное собрание чочинений Гранина и читал разные его работы о блокаде. Любопытно, что для Гранина, как для блокадника, отношение Сталина к Ленинграду - продолжение "блокады", он не делает большой разницы между Сталиным и Гитлером. (Даже подчёркивает, что пишет слово "блокада" без кавычек, когда описывает массовую зачистку Сталиным Ленинграда в 1948 г).
     "Громили комсомольских вожаков, добра
лись до пионерских. Арестовывали редакторов газет, руководителей вузов....Люди исчезали один за другим, их даже не называли, как прежде, "врагами народа", просто "участники Ленинградского дела"... Казалось, расправляются с городом, с Ленинградом". Если б что-то такое сегодня сказали где-нибудь на 1 канале, или даже на "Дожде", сразу бы обвинили в "антипатриотизьме".