f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Резюме первого заседания семинара "Экономика железнодорожного транспорта"

     23 мая в НИУ ВШЭ прошло заседание № 1 семинара "Экономика железнодорожного транспорта".
     Для тех, кто не смог туда попасть расскажу здесь вкратце об этом мероприятии.
     На первом заседании семинара с докладом «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)» выступил д.э.н., профессор, зав. кафедрой МГУПС-МИИТ, первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет.
     В начале доклада проф. Мачерет отметил «Я очень рад возможности сделать первый доклад в рамках нового семинара «Экономика железнодорожного транспорта». И поскольку это – первый доклад, мне кажется, важно в нем показать, что не напрасно именно в Высшей школе экономики такой семинар организован, что изучение экономики железнодорожного транспорта, особенно в тех странах, где он играет ведущую роль в транспортной системе – как в России и США – позволяет извлечь очень важные уроки в общеэкономическом плане, получить наглядные аргументы, подтверждающие справедливость тех или иных экономических взглядов и теоретических положений, я бы сказал, той или иной экономической картины мира».
     Свой доклад Д.А. Мачерет построил в виде семи «уроков» - эмпирических блоков, на основе каждого из которых делался вывод, касающийся различных аспектов работы железнодорожного транспорта СССР, России и США.
     Первый урок проф. Мачерет формулирует следующим образом: «Циклический характер рыночной экономики принципиально важен для ее долгосрочного эффективного развития. Экономический спад, кризис – это эндогенный инструмент устранения накопившихся в экономике диспропорций, неэффективных проектов и решений, после которого экономический рост возобновляется на основе реализации новых, открытых предпринимателями, прибыльных возможностей и инноваций. В централизованно планируемой экономике, где возможности циклических спадов и последующих за ними подъемов на основе структурной перестройки и направляемых предпринимательской активностью инноваций, блокируются государственным управлением, диспропорции, неэффективные проекты, неэффективные предприятия не ликвидируются, а разрастаются. Поэтому снижение экономической динамики приобретает, по сути, перманентный характер, а кризис в итоге наступает системный, имеющий катастрофические последствия.»
     Ещё один урок (он в докладе идёт под пятым номером): «дерегулирование и конкуренция – мощнейшие стимулы к снижению затрат, которые никакое регулирование заменить не сможет».
     И ещё один важный урок: «возможность повышения доходов за счет роста тарифов, вероятно, снижает мотивацию к сокращению затрат. Это, по видимому, подтверждает формирующееся в экономической науке понимание того, что экономические субъекты не стремятся к достижению математически оптимальных показателей эффективности (например, к максимизации нормы прибыли), а довольствуются «достаточно хорошими», по их мнению, результатами».
     Презентация Д.А.Мачерета доступна по ссылке.
     В качестве оппонента выступил д.э.н., профессор МГУПС-МИИТ Ю.И. Соколов. Кроме того, слушатели семинара активно участвовали в его работе: задавали вопросы и выступали с комментариями.
     Всего семинар посетило 50 человек. Среди посетителей были представители МГУПС-МИИТ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Корпоративного университета ОАО "РЖД", Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Национальной ассоциации транспортников, комитета по железнодорожному транспорту Торгово-промышленной палаты, газеты "Гудок", телеканала "Дождь", ФБК а так же представители транспортного бизнеса - компаний ОАО «РЖД», АО «Первая грузовая компания», АО «Федеральная грузовая компания», ЗАО УК «Евросиб-СПб», АО «Алтайвагон» и ряда других.
     По окончании семинара, слушатели отметили, что выступления были чрезвычайно интересны и дискуссия получилась интеллектуально насыщенной. В процессе дискуссии были высказаны самые различные точки зрения, и все участники отметили, что наличие такой дискуссии – важнейший признак «настоящего научного семинара».
     Троим участникам, которые задали самые интересные вопросы к докладчику, были подарены экземпляры книги Ф.Доббина «Формирование промышленной политики. Соединённые штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли».
     Кроме того, по окончании семинара  Д.А. Мачерету было вручено подарочное издание книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это новое издание 2017 г., в которое, помимо "Богатства народов" включена небольшая методологическая работа Смита, впервые изданная на русском языке.
     Вручение книг как слушателям, так и докладчику – будет постоянной традицией семинара.

     И напоследок, несколько фотографий, сделанных представителем сообщества "ЖД-грузовик", который попросил не указывать его имя, а указать лишь ссылку на это сообщество в фейсбуке.


1. Перед началом семинара. Слева направо: Д.А. Мачерет (докладчик), Ю.И. Соколов (оппонент/содокладчик), А.В. Дементьев (модератор и руководитель).



2. Вручаю книгу Адама Смита - Д.А. Мачерету


3. Заключительное слово после вручения книги докладчику.
Tags: ВШЭ, Научные мероприятия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments