f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Резюме первого заседания семинара "Экономика железнодорожного транспорта"
f_husainov
     23 мая в НИУ ВШЭ прошло заседание № 1 семинара "Экономика железнодорожного транспорта".
     Для тех, кто не смог туда попасть расскажу здесь вкратце об этом мероприятии.
     На первом заседании семинара с докладом «Долгосрочная динамика показателей железных дорог: уроки для экономистов (на примере России и США)» выступил д.э.н., профессор, зав. кафедрой МГУПС-МИИТ, первый заместитель председателя Объединённого учёного совета ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет.
     В начале доклада проф. Мачерет отметил «Я очень рад возможности сделать первый доклад в рамках нового семинара «Экономика железнодорожного транспорта». И поскольку это – первый доклад, мне кажется, важно в нем показать, что не напрасно именно в Высшей школе экономики такой семинар организован, что изучение экономики железнодорожного транспорта, особенно в тех странах, где он играет ведущую роль в транспортной системе – как в России и США – позволяет извлечь очень важные уроки в общеэкономическом плане, получить наглядные аргументы, подтверждающие справедливость тех или иных экономических взглядов и теоретических положений, я бы сказал, той или иной экономической картины мира».
     Свой доклад Д.А. Мачерет построил в виде семи «уроков» - эмпирических блоков, на основе каждого из которых делался вывод, касающийся различных аспектов работы железнодорожного транспорта СССР, России и США.
     Первый урок проф. Мачерет формулирует следующим образом: «Циклический характер рыночной экономики принципиально важен для ее долгосрочного эффективного развития. Экономический спад, кризис – это эндогенный инструмент устранения накопившихся в экономике диспропорций, неэффективных проектов и решений, после которого экономический рост возобновляется на основе реализации новых, открытых предпринимателями, прибыльных возможностей и инноваций. В централизованно планируемой экономике, где возможности циклических спадов и последующих за ними подъемов на основе структурной перестройки и направляемых предпринимательской активностью инноваций, блокируются государственным управлением, диспропорции, неэффективные проекты, неэффективные предприятия не ликвидируются, а разрастаются. Поэтому снижение экономической динамики приобретает, по сути, перманентный характер, а кризис в итоге наступает системный, имеющий катастрофические последствия.»
     Ещё один урок (он в докладе идёт под пятым номером): «дерегулирование и конкуренция – мощнейшие стимулы к снижению затрат, которые никакое регулирование заменить не сможет».
     И ещё один важный урок: «возможность повышения доходов за счет роста тарифов, вероятно, снижает мотивацию к сокращению затрат. Это, по видимому, подтверждает формирующееся в экономической науке понимание того, что экономические субъекты не стремятся к достижению математически оптимальных показателей эффективности (например, к максимизации нормы прибыли), а довольствуются «достаточно хорошими», по их мнению, результатами».
     В качестве оппонента выступил д.э.н., профессор МГУПС-МИИТ Ю.И. Соколов. Кроме того, слушатели семинара активно участвовали в его работе: задавали вопросы и выступали с комментариями.
     Всего семинар посетило 50 человек. Среди посетителей были представители МГУПС-МИИТ, НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Корпоративного университета ОАО "РЖД", Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Национальной ассоциации транспортников, комитета по железнодорожному транспорту Торгово-промышленной палаты, газеты "Гудок", телеканала "Дождь", ФБК а так же представители транспортного бизнеса - компаний ОАО «РЖД», АО «Первая грузовая компания», АО «Федеральная грузовая компания», ЗАО УК «Евросиб-СПб», АО «Алтайвагон» и ряда других.
     По окончании семинара, слушатели отметили, что выступления были чрезвычайно интересны и дискуссия получилась интеллектуально насыщенной. В процессе дискуссии были высказаны самые различные точки зрения, и все участники отметили, что наличие такой дискуссии – важнейший признак «настоящего научного семинара».
     Троим участникам, которые задали самые интересные вопросы к докладчику, были подарены экземпляры книги Ф.Доббина «Формирование промышленной политики. Соединённые штаты, Великобритания и Франция в период становления железнодорожной отрасли».
     Кроме того, по окончании семинара  Д.А. Мачерету было вручено подарочное издание книги Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». Это новое издание 2017 г., в которое, помимо "Богатства народов" включена небольшая методологическая работа Смита, впервые изданная на русском языке.
     Вручение книг как слушателям, так и докладчику – будет постоянной традицией семинара.

     И напоследок, несколько фотографий, сделанных представителем сообщества "ЖД-грузовик", который попросил не указывать его имя, а указать лишь ссылку на это сообщество в фейсбуке.


1. Перед началом семинара. Слева направо: Д.А. Мачерет (докладчик), Ю.И. Соколов (оппонент/содокладчик), А.В. Дементьев (модератор и руководитель).



2. Вручаю книгу Адама Смита - Д.А. Мачерету


3. Заключительное слово после вручения книги докладчику.

?

Log in

No account? Create an account