f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Е.Ушкова "Страсти по конкуренции"

Колонка Елены Ушковой в  февральском номере (№4) журнала "РЖД-Партнер"

Страсти по конкуренции

     События последних месяцев подкинули немало поводов для размышлений о конкуренции. С новой силой разгорелась дискуссия между либералами и консерваторами. Первые видят в конкуренции драйвер экономического роста, вторые – покушение на свое собственное благополучие.
     Сначала Минэкономразвития и ОАО «РЖД» в очередной раз не смогли прийти к компромиссу в отношении основных принципов целевой модели рынка. Первоначальная идея ЦМР (еще в предыдущей редакции) – это история о конкуренции. Но ОАО «РЖД», если вдуматься, она, по сути, не нужна. Компания  объективно заинтересована прежде всего в обеспечении своей стабильной деятельности и финансовой устойчивости. Рынок, тем более конкурентный, в этой картине мира вторичен. Отсюда стремление погасить наиболее либеральные инициативы, спустить на тормозах. Конечно, это подается под таким углом, что в интересах рынка надо действовать осторожно, медленно и поступательно. При этом ОАО «РЖД» не полностью опровергает [по-видимому имеется в виду "не полностью отвергает"-f_h] возможные преобразования, но переносит их реализацию на более поздний срок. А там, может, и вовсе не придется их осуществлять. Так или иначе заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов в своем недавнем письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу констатирует, что по результатам проведенных встреч и совещаний сделал вывод об отсутствии возможности сближения позиций по замечаниям РЖД. И в этой связи попросил вынести рассмотрение этих вопросов на заседание межведомственной рабочей группы под председательством А. Дворковича. Скоро узнаем, что окажется сильнее – тяга к конкуренции или сила инерции.
     Вторым тревожным сигналом стало решение отложить создание совета рынка на железнодорожном транспорте на неопределенный срок. При более внимательном рассмотрении оказывается, что в процессе работы над проектом последовательно выхолащивалась сама идея совета рынка, чтобы в итоге объявить этот институт никому не нужным. Все прошло без шума и пыли. Хотя наверняка нашлись и те, кого это известие разочаровало.
Как говорится, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже.
     Зато на этом фоне выглядит любопытной попытка Федеральной антимонопольной службы предложить национальный план развития конкуренции
в РФ на 2017−2019 гг. В начале февраля после доработки он внесен на рассмотрение в правительство. Цели провозглашены абсолютно классические
для любой экономики, которая хочет развиваться. С одним уточнением: чтобы их действительно достичь, нужен конкретный сценарий, инструменты и план реальных шагов, которые пока, однако, не озвучены. Есть, скорее, некие ожидания. Но по крайней мере ФАС настаивает на снижении государственного участия в экономике. Пожалуй, наиболее интересный пункт проекта в свете дискуссии вокруг реформирования железнодорожной отрасли – недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка. Выполнение этого принципа возлагает огромную ответственность на реформаторов, которые должны экономически оправдать (или не оправдать) такой переход.
     В качестве приложения к национальному плану дается перечень отраслей экономики и ожидаемых результатов развития конкуренции в них.
     Среди прочих поставлена задача ограничить темпы роста транспортных затрат грузоотправителей и утвердить новый тарифный прейскурант ОАО «РЖД» не позднее конца 2018 года. Также предлагается прийти к консенсусу по стратегии развития отрасли грузовых перевозок в формате совета рынка. Да-да, снова совет рынка. Как метко заметил британский маркетолог Джонатан Гэбэй, конкуренция подобна чаю в пакетиках: чем дольше вы ее игнорируете, тем сильнее сгущается атмосфера. Действительно, гораздо продуктивнее перестать отмахиваться от либеральных институтов и начать использовать новые возможности, которые предоставляет конкуренция.

Елена Ушкова,
редактор отдела экономики журнала «РЖД-Партнер»

Оригинал
Tags: Реформа железных дорог, Транспортный рынок
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments