f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Е.Ушкова "Страсти по конкуренции"
f_husainov
Колонка Елены Ушковой в  февральском номере (№4) журнала "РЖД-Партнер"

Страсти по конкуренции

     События последних месяцев подкинули немало поводов для размышлений о конкуренции. С новой силой разгорелась дискуссия между либералами и консерваторами. Первые видят в конкуренции драйвер экономического роста, вторые – покушение на свое собственное благополучие.
     Сначала Минэкономразвития и ОАО «РЖД» в очередной раз не смогли прийти к компромиссу в отношении основных принципов целевой модели рынка. Первоначальная идея ЦМР (еще в предыдущей редакции) – это история о конкуренции. Но ОАО «РЖД», если вдуматься, она, по сути, не нужна. Компания  объективно заинтересована прежде всего в обеспечении своей стабильной деятельности и финансовой устойчивости. Рынок, тем более конкурентный, в этой картине мира вторичен. Отсюда стремление погасить наиболее либеральные инициативы, спустить на тормозах. Конечно, это подается под таким углом, что в интересах рынка надо действовать осторожно, медленно и поступательно. При этом ОАО «РЖД» не полностью опровергает [по-видимому имеется в виду "не полностью отвергает"-f_h] возможные преобразования, но переносит их реализацию на более поздний срок. А там, может, и вовсе не придется их осуществлять. Так или иначе заместитель министра экономического развития РФ Николай Подгузов в своем недавнем письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу констатирует, что по результатам проведенных встреч и совещаний сделал вывод об отсутствии возможности сближения позиций по замечаниям РЖД. И в этой связи попросил вынести рассмотрение этих вопросов на заседание межведомственной рабочей группы под председательством А. Дворковича. Скоро узнаем, что окажется сильнее – тяга к конкуренции или сила инерции.
     Вторым тревожным сигналом стало решение отложить создание совета рынка на железнодорожном транспорте на неопределенный срок. При более внимательном рассмотрении оказывается, что в процессе работы над проектом последовательно выхолащивалась сама идея совета рынка, чтобы в итоге объявить этот институт никому не нужным. Все прошло без шума и пыли. Хотя наверняка нашлись и те, кого это известие разочаровало.
Как говорится, где нет конкуренции, спится лучше, но живется хуже.
     Зато на этом фоне выглядит любопытной попытка Федеральной антимонопольной службы предложить национальный план развития конкуренции
в РФ на 2017−2019 гг. В начале февраля после доработки он внесен на рассмотрение в правительство. Цели провозглашены абсолютно классические
для любой экономики, которая хочет развиваться. С одним уточнением: чтобы их действительно достичь, нужен конкретный сценарий, инструменты и план реальных шагов, которые пока, однако, не озвучены. Есть, скорее, некие ожидания. Но по крайней мере ФАС настаивает на снижении государственного участия в экономике. Пожалуй, наиболее интересный пункт проекта в свете дискуссии вокруг реформирования железнодорожной отрасли – недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка. Выполнение этого принципа возлагает огромную ответственность на реформаторов, которые должны экономически оправдать (или не оправдать) такой переход.
     В качестве приложения к национальному плану дается перечень отраслей экономики и ожидаемых результатов развития конкуренции в них.
     Среди прочих поставлена задача ограничить темпы роста транспортных затрат грузоотправителей и утвердить новый тарифный прейскурант ОАО «РЖД» не позднее конца 2018 года. Также предлагается прийти к консенсусу по стратегии развития отрасли грузовых перевозок в формате совета рынка. Да-да, снова совет рынка. Как метко заметил британский маркетолог Джонатан Гэбэй, конкуренция подобна чаю в пакетиках: чем дольше вы ее игнорируете, тем сильнее сгущается атмосфера. Действительно, гораздо продуктивнее перестать отмахиваться от либеральных институтов и начать использовать новые возможности, которые предоставляет конкуренция.

Елена Ушкова,
редактор отдела экономики журнала «РЖД-Партнер»

Оригинал

?

Log in

No account? Create an account