f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Универсальные и специализированные

   Как известно, грузовые вагоны различаются по видам и родам (типам). По видам вагоны делятся на универсальные и специализированные. А по родам на полувагоны, платформы (универсальные), крытые вагоны, цистерны и прочие. "Прочие", в свою очередь, включают в себя всякие-разные зерновозы, минераловозы, окатышевозы, фитинговые платформы и т.д.
     Зачастую возникает вопрос - какие рода подвижного состава принято относить к универсальным, а какие - к специализированным?
     Первая реакция - ищем учебник и смотрим. Итак, берём учебник В.П. Перепона "Организация перевозок грузов" (М.: Маршрут, 2003), находим п. 9.3. ("Коммерческая характеристика магистральных грузовых вагонов") и читаем:
     "Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта подразделяют на универсальные и специализированные.
     К универсальным относятся вагоны основных типов, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов: крытые, имеющие дверные проемы, люки в крыше и (или) одну из створок дверей, фрамуги; полувагоны, имеющие торцовые двери (торцовые стены), люки в полу, увязочные полукольца, скобы для крепления грузов; платформы, имеющие торцовые и продольные борта и сплошной настил пола.
     К специализированным относятся вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые требования к условиям перевозки, погрузки и выгрузки, имеющие особые формы кузова, устройства, оборудования и приспособления (цистерны, изотермические, транспортеры, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа, вагоны для автомобилей и др.)
." (этот фрагмент учебника доступен по ссылке).

     И вроде бы всё понятно. Но вот если вы работаете на железнодорожной станции или в ЛАФТО (товарной конторе) и к вам приезжает какой-нибудь ревизор с проверкой и спрашивает вас, чем Вы руководствовались, когда отнесли тот или иной вагон к универсальному или специализированному подвижному составу? (А, возможно, что у вас, например, в договоре на отстой вагонов разные ставки для универсального и специализированного подвижного состава - тогда этот вопрос начинает представлять не праздный интерес для ревизора и для вас).
     Увы, при общении с ревизором, ссылка на учебник - не годится. Как и формулировка, типа "ну, это же очевидно" или "на железнодорожном транспорте, традиционно к универсальному подвижному составу относят...".
     Тут потребуется ссылка на нормативный акт.
     Один мой знакомый, представитель операторского бизнеса, рассказывал, что, когда он учился в институте (кажется, это была Юридическая академия имени Кутафина), преподаватели дисциплины "Транспортное право", говорили студентам, что деление на универсальный и специализированный подвижной состав ни в одном нормативном акте не закреплено и что эта классификация относится к т.н. "общеизвестным фактам", которые не требуют закрепления в нормативных актах, а являются правильными в силу традиции.
     Это не совсем так. Некоторые документы, всё же имеются.

     1) Для начала заглянем в Стандарт Совета Экономической Взаимопомощи СТ СЭВ 4860-84 «Вагоны грузовые и их узлы. Термины и определения», утверждённый Постоянной Комиссией СЭВ по сотрудничеству в области стандартизации (Варшава, декабрь 1984 г.), а затем Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам № 4449 от 20 декабря 1985 г. введеный в действие непосредственно в качестве государственного стандарта СССР.
     В этом документе содержатся следующие определения: "Универсальный вагон - Вагон, предназначенный для перевозки грузов широкой номенклатуры" и "Специализированный вагон - Вагон, предназначенный для перевозки одного или нескольких близких по своим свойствам видов грузов".
     Краткость, как видим, - сестра авторов этого Стандарта.

     2) Более подробно на интересующий нас вопрос отвечает Тарифное руководство № 2 ("О правилах применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта"), утверждённое постановлением Федеральной энергетической комиссии РФ 19 июня 2002 г. № 35/12.  По старой традиции, после выхода постановления ФЭК издано распоряжение МПС России № 449р от 15 августа 2002 г., которое "объявляет" всем сотрудникам МПС указанное распоряжение ФЭК и постановляет "Принять к руководству постановление Федеральной энергетической комиссии РФ от 19 июня 2002 г. № 35/12..."
     В ТР № 2 содержится разделение вагонов на группы с целью дифференциации базовых ставок плат за пользование вагонами. В самом тексте ТР № 2, в п.2 содержится группировка (группа № 1 - крытые, платформы, полувагоны; группа 2 - окатышевозы, вагоны для перевозки автомобилей, думпкары; группа 3 - цистерны, вагоны-зерновозы, вагоны-минераловозы, фитинговые платформы, содовозы; группа 4 - вагоны-цементовозы, контейнеровозы, транспортёры с числом осей до 12 включительно и другие, не входящие в состав групп 1,2,3,5,6; группа 5 ... " и т.д.), а в таблице № 11 рода подвижного состава группы 1 отнесены к универсальным вагонам, групп 2,3,4 -к специализированным, а группы 5 и 6 как-то поставлены особняком с указанием "рефрижераторные" и "вагоны-термосы".
     Несмотря на то, что это - строго говоря - не классификация в чистом виде, а лишь классификация для тарифных целей и несмотря на некоторое - формально - двусмысленное положение групп 5 и 6, главное, что в этом нормативном акте выделено, что к универсальным вагонам отнесены полувагоны, крытые и платформы. Впрочем, здесь не содержится никакого уточнения насчёт полувагонов - все ли они относятся к универсальным или только люковые, а глуходонные -к специализированным.

     3) Есть ещё один документ, который называется так: "Классификатор родов подвижного состава ОТК 436-2002". Это не документ государственных органов власти, это внутренний документ МПС РФ т.е. обязательный к исполнению только "внутри" МПС либо РЖД, утверждённый 30.09.2002 г. (хотя, возможно юристы меня поправят и напишут в комментариях каков статус документа, на котором стоит гриф МПС, но документ утверждён не министром или замом, а лишь руководителем департамента информатизации и связи МПС).Текст документа доступен также вот по этой ссылке.
     В этом документе содержатся следующие определения:
     "Грузовые вагоны магистрального железнодорожного транспорта подразделяются на универсальные и специализированные.
     К универсальным вагонам относятся вагоны основных типов, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры разных по своим свойствам грузов:
- крытые, имеющие дверные проемы, люки в крышке и (или) одну из створок дверей, фрамуги;
- полувагоны, имеющие торцовые двери (торцовые стены), люки в полу, увязочные полукольца, скобы для крепления грузов;
- платформы, имеющие торцовые продольные борта и сплошной настил пола.
    К специализированным относятся вагоны разных типов, имеющие специальную конструкцию, предназначенные для перевозки одной или нескольких групп грузов, близких по своим свойствам и предъявляющих особые к условиям перевозки, погрузки и выгрузки, имеющие особые формы кузова, устройства, оборудования и приспособления".
     Кстати, почти слово в слово аналогичные формулировки содержатся и в документах наших соседей по СНГ. И это наводит на мысль, что у этих документов есть какой-то "общий предок"; возможно какой-то ГОСТ СССР или приказ МПС СССР, но я этого "общего предка" пока не обнаружил.
Tags: Заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments