f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Лондонское интервью президента РЖД

«IRJ»  01.03.2011

ОАО «РЖД» вышло из глобального экономического кризиса в хорошем состоянии, считает президент компании В. Якунин

В ходе визита в Лондон В. Якунин дал эксклюзивное интервью К. Смиту о вызовах и перспективах, с которыми сталкивается железнодорожный транспорт в современном мире.

 Объем грузовых перевозок в России постепенно возвращается к докризисным показателям, деятельность компаний перестает быть убыточной и наращивает прибыль. Похоже, и ОАО «РЖД» пережило самые тяжелые дни глобального экономического кризиса. Но президент компании В. Якунин говорит о будущем осторожно. Хотя за последний год ситуация безусловно улучшилась, отмечает он, пока рано говорить о том, что железные дороги и другие отрасли промышленности во всем мире уже находятся вне опасности.

«Мы предвидим дополнительные проблемы в 2012 году и возможно в 2013 году, воздействие предыдущего кризиса все еще будет ощущаться, – говорит В. Якунин. – Это касается всех отраслей промышленности. Однако то, что мы прошли через кризис 2008–2009 гг., сослужит нам хорошую службу. Он научил нас многому. Полагаю, что в своей антикризисной программе мы найдем способы, как правильно справиться с этими вызовами». Оптимизм главы компании находит отражение в ее показателях за 2010 год. В настоящее время на долю ОАО «РЖД» приходится 42% рынка грузовых перевозок в России. Результаты по состоянию на конец года в настоящее время уточняются. Однако по предварительным данным в прошлом году товарооборот достиг €25 млрд, а прибыль превысила €1,5 млрд.

Показатели по объемам грузовых перевозок за 2010 год выросли на 8,9% в то время, как в 2009 году снизились на 15% – с 2,4 трлн тонно-километров в 2008 году.

После столь значительных снижений, говорит В. Якунин, сокращение бюджета было неизбежным. Капитальные вложения в 2010 году были снижены почти на половину – с 433 млрд рублей ($14,85 млрд) до 257 млрд рублей. Однако в последние несколько лет существенную роль для ОАО «РЖД» играли государственные дотации, которые покрывая недостаточность финансирования, позволили значительно продвинуться вперед в реализации крупных инфраструктурных проектов.

В декабре прошлого года ОАО «РЖД» запустило между Санкт-Петербургом и Хельсинки новые поезда Allegro. Уже хорошо зарекомендовал себя курсирующий в течение года между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом высокоскоростной поезд «Сапсан». Продвигается работа на новых участках железной дороги в Сочи в преддверии Зимних Олимпийских игр – 2014: у Siemens заказаны региональные поезда Desiro. Планирует ОАО «РЖД» также продолжать проекты по модернизации инфраструктуры, локомотивы, пассажирского подвижного состава.

«Нам удалось согласовать с Правительством такую структуру бюджета, которая обеспечивает реализацию инфраструктурных проектов в сфере железнодорожного транспорта, т.к. его развитие оказывает неоспоримое положительно влияние на российскую экономику», – заявил В. Якунин.

 

Сокращение персонала

 

Это неизбежно – в целях сокращения ОАО «РЖД» расходов и развитием инвестиционных проектов. ОАО «РЖД» является крупнейшим работодателем в России – в настоящее время в компании работает около 1,1 млн человек. Необходимый уровень сокращения расходов предполагает увольнение 180 тыс. служащих.

Однако вместо сокращения персонала компания ищет способы снизить рабочую нагрузку и сохранить численность сотрудников. На протяжении большей части 2009 года около 500 тыс. сотрудников ОАО «РЖД» работали неполный рабочий день. Таким образом, несмотря на первоначальные протесты руководителей профсоюзов, руководству компании удалось договориться с персоналом и предотвратив возможные забастовки и волнения.

«В течение всего 2009 года, 50% служащих работали в режиме неполного рабочего дня, – сообщил В. Якунин. – Это, безусловно, отразилось на их доходах, однако они приняли это, поддержали меня. Я обещал в будущем году, что первый рубль прибыли, которая будет получена, будет направлена, в том числе, на компенсацию их убытков».

Баланс между сохранением масштабной инвестиционной программы и численностью персонала отражает позицию В. Якунина – максимизировать потенциал железных дорог на пользу российской экономике.

Инвестиционная программа этого года увеличена ОАО «РЖД» на 11% до 349 млрд рублей. Притом что, по решению Правительства, действующие тарифные ставки останутся неизменными.

Благодаря столь масштабным инвестициям в России ее привлекательность для иностранных компаний растет, и они становятся более активными на российском рынке. Однако из-за желания России производить свои собственные товары внутри страны и из-за таможенных правил, а также, поскольку Россия не относится к зоне евро, что увеличивает стоимость импорта, эта активность чаще выражается в форме стратегических партнерств между внутренними производителями и их транснациональными партнерами.

К числу таких партнерств можно отнести начавшееся в 2008 году сотрудничество французской Alstom и российского «Трансмашхолдинга». Недавно компании объявили о выходе опытного образца электровоза EP20, разработанного для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок в российской железнодорожной сети. Еще один пример – совместный проект «Синара» и Siemens, объединившихся в июне 2010 года, чтобы получить контракт на поставку ОАО «РЖД» 221 электрического грузового локомотива общей стоимостью €1 млрд.

В течение следующих двух лет ОАО «РЖД» планирует разместить заказы на поставку еще 1250 локомотивов. Вероятно, оба этих совместных предприятия будут конкурировать за них. Тем временем, отмечает В. Якунин, интерес к контрактам с ОАО «РЖД» проявляют и другие производители, включая Bombardier и Finmeccanica.

«В России мы можем развивать промышленность, поэтому ищем лучшие технологии и лучшие способы финансирования для использования этих технологи, – сообщил Якунин. – Девятнадцать отраслей промышленности в России работают для того, чтобы обеспечить наши запросы на лучшие мировые технологии. Вот почему мы ищем партнеров, которые понимают намерения ОАО «РЖД» и готовы удовлетворить наши запросы по локализации производства. Несмотря на то, что говорится о недостаточно благоприятном инвестиционном климате, не найдется ни одного успешного западного предпринимателя, который хотел бы уйти из России».

 

Большая роль

 

Россия рассматривает европейские технологии как средство повышения эффективности и производительности внутренней транспортной сети. Кроме того, она стремится увеличить объем международных транзитных перевозок, чтобы играть «большую роль в мировой экономике».

В. Якунин признает, что российский бизнес ориентирован на Европу, и считает необходимым разрушить стену «между железной дорогой и Европой» подобно тому, как была разрушена берлинская стена.

Интеграция железнодорожных систем позволит сократить время транзита грузов по Транссибу до семи дней, включая еще 400 км новых линий для обхода крупных узлов и 700 км железнодорожных магистралей, а также продление 1520-миллиметровой клеи на запад через Словакию до Вены. Анализ осуществимости и экономической целесообразности этого проекта был проведен в прошлом году компанией Roland Berger по поручению Planungsgesellschaft – совместного предприятия ОАО «РЖД» и государственных железных дорог Австрии, Словакии и Украины. Согласно полученному заключению, этот проект технически и юридически выполним.

Подобный маршрут позволит ОАО «РЖД» создать эффективный наземный грузовой коридор от Дальнего Востока до Европы, а железнодорожному транспорту эффективнее конкурировать с более дешевым, но более медленным морским транспортом.

Несмотря на углубление сотрудничества с европейскими партнерами, в том числе и в создании научно-исследовательских центров, как например с DB, президент ОАО «РЖД» не считает возможным адаптацию к российским реалиям модели реформирования железнодорожного транспорта по европейскому типа, в частности путем приватизации.

«Нам необходимо оставаться самими собой, а не пытаться копировать кого-либо другого, – говорит он. – Мы не можем пойти по пути приватизации железных дорог. Перед глазами есть хороший пример в Великобритании, и для нас важно учиться на их ошибках».

Хотя в настоящее время ОАО «РЖД» продает часть акций в 30 своих дочерних компаниях, включая Первую грузовую компанию, Вторую грузовую компанию, «ТрансКонтейнер» и «ТрансТелеком», вопрос проведения IPO самого РЖД все еще находится на обсуждении.

Сам В. Якунин является сторонником продажи отдельных частей компании в разное время, однако считает, что в текущей финансовой ситуации такие мероприятия преждевременны.

«После входа в компанию миноритарный акционер может принести множество технологий, – поясняет В. Якунин. – Но будет намного более эффективным не продавать сразу один пакет акций, а продавать 10% или 20% в разное время, чтобы получить больше денежных средств и внедрить новую технологию корпоративного управления».

Конечно, по мере улучшения финансового климата и повышении вероятности проведения IPO интерес инвесторов к ОАО «РЖД» будет неизбежно расти из-за огромного потенциала компании. Иностранные компании уже стараются усилить свое присутствие в России, что, по мнению В. Якунина, демонстрирует растущую важность железных дорог в XXI веке. И это неизбежно: крупнейшая в мире страна со значительной численностью населения и изобилием природных ресурсов имеет будущее, в котором ОАО «РЖД» будет играть важную роль.

«Много лет железные дороги в России и во всем мире считали устаревшим видом транспорта, – говорит В. Якунин. – В настоящее время и в России, и на Западе понимают, что такая позиция ошибочна. И не только потому, что это экологичный вид транспорта, но и потому, что это единственный вид транспорта, который может обеспечить перевозку огромного количества грузов без разрушающего влияния на общество и не причиняя ущерб окружающей среде»

 

  
Tags: РЖД, Якунин
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments