f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Ч.Майнот и рождение диспетчерского управления

     Сегодня - 10 декабря 2016 г. ровно 150 лет со дня смерти Чарльза Майнота. Большинство (даже из тех, кто работает на железнодорожном транспорте) скорее всего, не знают этого имени.
     Но именно с этим человеком связано зарождение диспетческого управления на железнодорожном транспорте.


На фото: Ч.Майнот и его сотрудники

     В истории железнодорожного транспорта датой рождения диспетческого управления принято считать 22 сентября 1851 года (165 лет тому назад!). Именно в этот день, находясь на станции Turner, в составе одного из поездов своей дороги, Майнот узнал, что встречный поезд сильно отстаёт от графика. Майнот быстро, принял решение принять управление движением на себя и, посредством телеграфа, дал команду, изменяющую пункт скрещения поездов. Скрещение поездов было перенесено на следующую, попутную станцию, т.к. встречный поезд опаздывал. Майнот - это человек, который стал одним из "отцов" железнодорожного телеграфа, купив у Морзе патент на его использование и начав оснащение телеграфом железнодорожные станции (точнее - раздельные пункты, включая и, разумеется, станции).
     В итоге, диспетчерскую систему управления поездами (оперативной работой), переняли все остальные американские железные дороги. К 1925 г. на 340 тыс. км. железных дорог (из тогдашних 420 тыс. км.) применялось диспетчерское управление оперативной работой, которой управляли более 5 тыс. диспетчеров. Название должности диспетчер - произошло от английского to dispatch, которое переводится как "отправлять по назначению",  "быстро выполнять".
     Позднее - диспетчерская система управления поездами появилась в Англии (в 1909 г.), Франции (в 1919 г.) и других европейских странах. Самыми консервативными оказались немецкие железнодорожники - лищь после второй мировой войны в ФРГ и ГДР приняли на вооружение эту систему.
     Россия так же, уже начиная с 1914 г. присматривалась к новой технологии.
     Как пишет В.А. Кудрявцев в своём учебном пособии "Управление движением на железнодорожном транспорте", "Первый опыт внедрения диспетчерского управления движением поездов на отечественных железных дорогах был произведён в 1918-1919 гг., когда американцы оборудовали для Колчака железные дороги Сибири телефонами с избирательным вызовом (...) Оборудование после гражданской войны было демонтировано и установлено на линии Москва-Александров специально для введения на этом участке диспетчерской связи".
     А с 1924 г. на этом участке было запущено диспетчерское руководство движением поездов. В результате, улучшились показатели скоростей: техническая скорость грузового поезда выросла на 17 %, пассажирского - на 10 %.
     С 1925 г. диспетчерское руководство вводится на Октябрьской и Московско-Казанской железных дорогах, а к 1934 г. на всех дорогах железнодорожной сети СССР (за исключением отдельных малодеятельных линий).
Tags: За рубежом, История железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments