f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Эпизод 2. Гибкие тарифы. Доклад Е.Шеремет
f_husainov
    Вторым интереснейшим эпизодом, прошедшей 8 ноября 2016 г. конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг» стал доклад Екатерины Шеремет (одна из директоров AT Kearney) «Тарифы как инструмент стимулирования РЖД».
     Доклад начался с того, что докладчик постулировала: «Принципы, заложенные в Прейскурант № 10-01 уже не актуальны, так как многое изменилось».
     Одним из важнейших проблемных вопросов, на котором Е.Шеремет и сконцентрировалась заключался в том, что «экономика становится более волатильной» и «тариф должен подстраиваться под меняющуюся волатильность».
Е.Шеремет сделала небольшой обзор зарубежного опыта тарификации железнодорожных грузовых перевозок, отметив, что, в отличие от США, Канады или Австралии, где тарифы не регулируются государством, в таких странах как Индия, Китай и Бразилия государственное регулирование присутствует. И в этой связи, нам должен быть особенно интересен их опыт.
     Тарифная система железных дорог Индии содержит от 14 до 16 тарифных классов. Индексация там обычно «плоская» т.е. все тарифы повышаются на одинаковую величину, но раз в год грузы можно переносить из одного класса в другой.
     В Китае 8 тарифных классов (точнее - тарифных групп) и каждый из этих классов (групп) индексируется на разную величину. На какую – это зависит от проводимой государственной политики и лоббистских усилий соответствующих отраслей.
     Кстати, - добавлю от себя - в Китае очень высокий уровень коррупции и это тоже играет важную роль – каждая отрасль пытается пролоббировать для себя низкие тарифы. Поэтому время от времени в Китае расстреливают начальника государственных железных дорог или начальников более низкого ранга (на коррупцию это, впрочем, не сильно влияет).
     В кулуарах конференции была возможность пообщаться с докладчиком и я задал вопрос о старом интервью Екатерины телеканалу РЖД ТВ, в котором она говорила о «разбросе» тарифов США, России и др. странах, отметив, что разброс в 5 раз - беспрецедентен для остальных стран. (Тогда ещё блогер nkps обратил внимание на это). Я тоже обратил на это внимание и спросил почему в литературе есть другие данные. Екатерина сказала, что когда она говррила о разбросе в 2 раза вместо 5 раз, она имела в виду только регулируемые тарифы, т.е. это относилось не к США, а к Китаю, Индии и Бразилии. Я радостно вздохнул, т.к. это восстановило картину мира (впрочем, формально говоря, при группировке на 4 группы, разброс в США составит тоже 2,5 раза).
     Так же в докладе Шеремет много анимания было уделено разным механизмам привлечения инвестиций в инфраструктуру железных дорог и разным видам государственно-частного партнёрства. В частности, она рассказала, что в Бразилии применяеться схема, которая – как я понял – похожа на ту, что применялась в 1860-е годы на российских железных дорогах, когда государство выступает гарантом какой-то прибыли на вложенный капитал. Только в Бразилии это делается не через процент на капитал, а через поддержание определённого уровня выручки, в случаях снижения грузопотока. Это интересная тема, нужно будет поискать материалы об этом в литературе.
     В целом доклад Е.Шеремет был очень интересным: она умеет говорить ярко, интересно и увлечённо на тему, которая зачастую кажется многим скучной. Слушать её доклад было огромным удовольствием.

Фото1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5


Фото 6

?

Log in

No account? Create an account