f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Эпизод 1: Инновационные вагоны: Скрытая угроза
f_husainov
     8 ноября прошла VII ежегодная конференция "Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг". С каждым годом эта конференция становится всё интереснее.
     Конференция состояла из трёх секций. Первая и вторая назывались: "Операторский бизнес: пути увеличения доходности", третья - "Вагоностроение: основные ориентиры на 2017 год".
     Доклады большей частью были очень интересны (кроме пары рекламных - "РЖД-Логистики" и ещё какой-то). На первой сессии была интересная перепалка дискуссия между докладчиком - В.Б. Савчуком (зам. директора ИПЕМ) и модератором - Ириной Чиганашкиной (член президиума НП СОЖТ). Савчук выступал в начале против частных локомотивов, а в конце говорил про перекрёстное субсидирование внутри тарифов. Чиганашкина (кстати, блестящий модератор) начала свою речь так: "Владимир Борисович, Вы начали свой доклад как консерватор, а закончили как революционер".
    Но самыми интересными докладами мне показались два.
     Два эпизода.
    Первый - это доклад доцента кафедры "Путь и путевое хозяйство" МГУПС (МИИТ) Александра Владимировича Замуховского "Особенности работы земляного полотна на участках обращения вагонов с высокими осевыми нагрузками", второй - это доклад Екатерины Шеремет из "A.T.Kearney" на тему "Стимулирующая тарифная политика РЖД". О докладе Е.Шеремет я напишу отдельный пост, а пока хочу рассказать о докладе А.В. Замуховского.
     Некоторое время назад в МИИТе проходил семинар, на котором как раз обсуждались итоги эксперимента по эксплуатации вагонов с повышенной осевой нагрузкой (25 и 27 тонн на ось) на участке Ковдор-Пинозеро-Мурманск. Там, кстати, выступал проф. Евгений Самуилович Ашпиз (зав. кафедрой "Путь и путевое хозяйство"), который сказал, что "Не бывает такого - что бы интенсивность перевозок выросла, а затраты на содержание пути не выросли". (Из-за нехватки времени, я не обо всех интересных семинарах тут, в блоге успеваю написать и об этом хотел, но не написал, но вот сейчас появился повод вернуться к этой теме).
     Так вот, доцент Замуховский докладывал результаты этих экспериментальных перевозок. Эксперименты показали, что фактическая нагрузка на насыпь на опытных участках превышает необходимые нормы и приводит к переходу насыпи из состояния "устойчивой" в состояния "относительно устойчивое" и "неустойчивое". Эксплуатация таких вагонов возможна только на замкнутых кольцевых маршрутах с постоянным отслеживанием состояния насыпей и повышенными расходами (Замуховский даже привёл пример того, как растут расходы с увеличением нагрузок - не на несколько процентов и "даже не в разы, а в степени". Отвечая на вопросы после доклада Замуховский рассказал об опыте США, где переход на более грузоподъёмные вагоны вызвал необходимость 6-кратного роста расходов на содержание земляного полотна.
     Почему это важно как для РЖД, так и для собственников вагонов?
     Во-первых, инновации должны идти "широким фронтом". Нельзя инновационные вагоны гонять по путям, которые построены "по стандартам 1860-х годов" (как несколько утрируя, выразился ранее на семинаре в МИИТе д.т.н., проф. В.Н. Филиппов). Соответственно, необходимо модернизировать не только вагоны, но и путь.
     А, во-вторых, раз результаты экспериментов показали, что расходы возрастут (и даже было отмечено, что дополнительные расходы на содержание пути превысят дополнительную экономию в локомотивном хозяйстве и экономию от повышения провозной способности), то для желающих приобретать эти "инновационные" вагоны это - тревожный звонок. Может случиться так, что дополнительно возникшие расходы будут возложены либо на собственников этих инновационных вагонов (и тогда нынешняя скидка обернётся надбавкой) либо все операторы будут "скидываться" через провозные платежи, например, за порожний пробег, что бы субсидировать тех, кто производит и/или эксплуатирует инновационные вагоны.
     И, соответственно, компания, которая сегодня планирует принимать решение о покупке вагонов, которые она будет эксплуатировать следующие 32 года, может сегодня оценить будущие расходы как незначительные и принять определённое инвестиционное решение, а уже потом, на переправе поменяют коней и окажется, что расходы возрастут в несколько раз.
     Это важный риск. Если бы я был путейцем, я бы назвал доклад на эту тему "Скрытая угроза". :-)
     Кстати, после доклада был забавный момент. Представитель вагоностроителей Станислав Золотарёв сказал что-то вроде того, что докладчик не прав, поскольку РЖД уже приняло политическое решение о поддержке тяжеловесного движения с вагонами 25 и 27 тонн на ось. На что Замуховский ответил "К сожалению, законы физики не подчиняются политическим решениям", получив в ответ апллодисменты зала.
     Для тех, кото интересует эта тема, я записал на телефон видео этого доклада. Оно в двух частях: первая - сам доклад, вторая - ответы на вопросы. С любезного разрешения организаторов, я размещаю это видео здесь.

Часть 1 Доклад


Часть 2 Ответы на вопросы


     Кроме того, желающих почитать статьи на эту тему, отсылаю к № 10  журнала "Железнодорожный транспорт" за 2016 год, там есть две любопытные статьи на эту тему, вот тут они в PDF:
1. Степов В.В. Эксплуатация вагонов с повышенной осевой нагрузкой на участке Ковдор-Мурманск // Железнодорожный транспорт. 2016. № 10. С.19-22.
2. Замуховский А.В. Особенности работы земляного полотна на участках с движением тяжеловесных поездов // Железнодорожный транспорт. 2016. № 10. С.26-27.

  • 1
Ха)очередной доцент готовится пополнить войска имхотепа в борьбе с 'неправильными' вагонами😂

Либо вагоны будут загружаться не полностью -

третья альтернатива.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account