f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Статья А.И. Гурьева в "РЖД-Партнере"

 Статья А.И. Гурьева в "РЖД-Партнере" (№ 1-2, 2011 г.) "Времена меняются. Меняемся ли мы?"

… дело заключается отнюдь не только в том, что у государства просто нет денег для дотаций или же раздувание госрасходов однозначно вредно в макроэкономическом плане. Любой вид деятельности или бизнес бывает эффективен только тогда, когда он сам имеет возможность реагировать на спрос с помощью соответствующих инструментов, то есть активно двигается, а не ковыляет на искусственных костылях в виде атавистического регуляторного инструментария времен административно-плановой системы. Главный вопрос здесь – безусловно, проблема ценообразования на железнодорожном транспорте. Борьба российских железных дорог за либерализацию тарифов в различных сегментах перевозок имеет уже десятилетнюю историю. Но элементарные вопросы в этой сфере остаются пока без ответов.

Например, почему во время сегодняшнего сумасшедшего бума перевозок на восточном направлении, когда уже в 1,8 раза превышен результат 1988 года, железная дорога не может повысить здесь тариф и направить дополнительные доходы на усиление провозных мощностей? Ведь спрос вполне позволил бы это сделать. Или почему нельзя повысить тариф на определенный экспортный груз, разделив таким образом маржу с грузовладельцем, если его цена на мировом рынке существенно выросла? А почему обязательно нужно возить целый ряд грузов по нерыночным ставкам, дотируя тем самым другие отрасли, сплошь приватизированные, то есть увеличивать прибыль акционеров частных компаний за счет дополнительного износа железнодорожных активов? Или почему ОАО «РЖД» должно бросаться развивать тот или иной участок, если нет никакой подтвержденной контрактами уверенности, что завтра он будет столь же загружен? Почему ОАО «РЖД» не может убрать ажиотажный спрос на том или ином направлении, который возникает обычно при продаже товаров или услуг ниже рыночной цены и приносит экономике необоснованные затраты?

Ну а вопрос о том, почему нельзя в целом ряде случаев не повысить, а, наоборот, понизить тариф, вообще со времен министра путей сообщения Николая Аксененко является отдельной сакраментальной темой.

… нет сомнения, что в обозримой перспективе жизнь заставит перейти к такому ценообразованию, которое будет предполагать возможность гибкого реагирования ОАО «РЖД» на рыночную конъюнктуру с дифференциацией тарифов по самому широкому спектру критериев, как то: номенклатура грузов, маршрут, качество перевозки, сезонность, объемы, долгосрочность контракта и др.

Полностью статья в PDF - здесь, на страничке "Реформа РЖД" моего сайта.

Tags: Железнодорожные тарифы, РЖД, Реформа железных дорог
Subscribe

  • Умер Янош Корнаи

    Позавчера, 18.10.2021 г. умер великий венгерский экономист Янош Корнаи, автор культовой среди экономистов 1980-90-х годов книги "Экономика…

  • Умер П.Б. Маневич

    Пришла грустная новость: от коронавируса умер учёный из ВНИИЖТа, кандидат экономических наук, специалист в области экономики железнодорожного…

  • С.М.Гуриев "Цена популизма"

    Любопытное интервью С.М. Гуриева в программе "Полный Альбац" на Эхо Москвы под названием " Цена популизма". Но речь там идёт не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments