f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

3 июня - годовщина крупнейшей в истории России железнодорожной аварии

     Об этой аварии преподаватели железнодорожных вузов любят рассказывать тогда, когда нужно проиллюстрировать важность соблюдения норм безопасности. Когда я учился в институте, то каждый раз перед началом очередных каникул зам. декана эксплуатационного факультета И.Н. Глущенко (или тогдашний зав. кафедрой УЭР В.И. Александров) проводили инструктаж, состоящий из рассказов о самых громких катастрофах, произошедших на железной дороге.
     Вот краткая история одной из них, произошедшей 3 июня по Московскому времени (все события на железнодорожном транспорте учитываются по Московскому времени).





     "Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранены более 600" - сообщает нам Википедия.
     Трагедия произошла из-за утечки газа из проходящего рядом трубопровода Сибирь – Урал – Поволжье. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате через метровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легко-воспламеняемых веществ, которые скопились в низине в виде «газового озера».
     Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но диспетчер не придал этому значения. В 23 ч.45 мин. (по московскому времени) при прохождении по перегону двух пассажирских поездов  (№ 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск») произошёл взрыв газового облака и начался пожар. В двух поездах находилось 1284 пассажира (в т.ч. 383 ребёнка).
     Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри.
     Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва.
     По данным С.Абдуллина, исследовавшего это крушение, мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км.  Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. "Железнодорожные рельсы скрутило в немыслимые петли" - описывали ситуацию очевидцы.
     Катастрофа имела большой резонанс в СМИ и в общественном мнеии, поскольку совпала с политикой "гласности" и, в отличие от некоторых катастроф прошлых лет, её не удалось "замолчать".


   
Tags: Заметки, История железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments