f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
31 мая прошла презентации книги А.Б. Вульфова
f_husainov
     Вчера в читальном зале центральной научно-технической библиотеки "РЖД" прошла презентация книги Алексея Вульфова "Российская империя: железные дороги". Книга издана в 2013 г., но презентация состоялась лишь сейчас. Помимо подарочного издания 2013 г. буквально накануне вышло "бюджетное" издание - уже не цветное, а чёрно-белое, на бумаге похуже, но с точки зрения текста - полностью идентичное (страница - в страницу) первому изданию.
     Первое, что хочется отметить - книга написана таким прекрасным стилем, что оторваться от чтения - невозможно (накануне презентации читал книгу до 2 часов ночи и с трудом заставил себя её отложить). Автор умело перемежает насыщенный фактами текст разными любопытными байками, забавными фактами в стиле "Немногие знают, что...". В результате такого построения, внимание читателя удерживается не хуже, чем при чтении детектива с лихо закрученным сюжетом. :-)
     Второе отличие - очнь важное -о котором нужно сказать особо. Обычно, вся советская железнодорожная литература написана в таком пафосно-патриотическом стиле: "прошлое наше великолепно, настоящее - блистательно, а будущее превосходит самые смелые ожидания". И потому, зачастую не вызывает доверия.
     Автор же выбрал иной способ изложения: писать честно. Нет, в книге нет какого-то "низкопоклонства перед Западом" (как пошутил один из участников вчерашней презентации). Более того, автор гораздо лучше относится к, например, Николаю I, (как мне показалось) чем большая часть отечественной историографии.
     Но, вместе с тем, в книге есть ощущение такого взвешенного, объективного подхода, когда подробно излагаются какие-то моменты, которые автору не очень приятны и ему хотелось бы, что бы этого в истории не было, но раз оно было, то нужно писать об этом прямо, без экивоков. Вообще, слова "патриот" и "патриотичная книга" для настоящего учёного звучат как оскорбление. Академик А.Зализняк как-то сказал: "Мой опыт привел меня к убеждению, что если книга (...) пишется из патриотических побуждений, то ее выводы на настоящих весах уже по одной этой причине весят меньше, чем хотелось бы". Алексею Вульфову, на мой взгляд, удалось избежать соблазна написать очередной "патриотический лубок". И книга получилась честная и относительно объективная. Конечно, субъективизм есть у любого автора, и,например, отношение к С.Ю.Витте у Вульфова критичное (и, местами, как мне кажется, негативное), о чём автору во время презентации посетовал руководитель организации ветеранов РЖД.
     Ещё один аспект, который мне понравился. Большинство книг по истории железных дорог, написанных в советское время (от книжек Напорко и Виргинского вплоть до "зелёного трёхтомника", который "наше всё") делают акцент на техгической истории - тогда-то появились электровозы, тогда-то автосцепка и т.п. Книг с упором на экономическую историю крайне мало. Пожалуй, только книжка Аиды Михайловны Соловьёвой "Железнодорожный транспорт России во второй половине 19 века" концентрируется на экономических вопросах, но книга эта вышла в 1975 году, а писать в 1975 г. про акционерные общества - это как писать про инопланетян, поэтому сегодня эта, в общем-то прекрасная и капитальная научная работа выглядит сильно устаревшей. Так вот, книга Вульфова мне понравилась ещё и этим - акцентом на социально-экономические вопросы.
     В книге есть некоторые "технические" недочёты: не всегда удачные и точные дефиниции терминов в сносках (например про "руководящий уклон" или план и профиль пути и т.п.); хотелось бы видеть подстрочные сноски, например, если автор пишет, что такой-то считал так-то, то хочется внизу увидеть сноску, откуда взято это утверждение; нет научного аппарата - алфавитного и предметного указателей, но тут не вина автора, это решение издательства, о чём автор рассказал на презентации.
     Но, в целом книга - несомненно большая удача! Я бы даже сказал, что одна из самых интересных книг по истории железных дорог!
     Ниже - несколько фотографий с презентации:



1. К презентации библиотекари приготовили библиографический список публикаций А.Вульфова и краткий "проспект" презентуемой книги.


2. Библиотека представляет автора книги


3. Собственно - автор - Алексей Борисович Вульфов, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог


4.


5. Автограф автора книги автору блога.

  • 1
хочется внизу увидеть сноску

Если бы было много сносок, пришлось бы урезать число баек)

Возможно. :-) Но я люблю, чтоб были сноски и можно по этим сноскам идти "вглубь" той или иной темы.
Например, в книжке А.М. Соловьёвой я прочитал фрагменты мемуаров Дельвига, заинтересовался этими мемуарами и потом заказал у букинистов 2-томничек "Полвека русской жизни" 1930 г. издания, потом рассказал о нём саратовскому историку И.В. Соловьёву, который заинтересовавшись этими мемуарами, переиздал их полную версию и написал у ней предисловие и комментарии.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account