f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Кульбиты "патриотической" мысли

     Забавное наблюдение. Сегодня, люди, которые называют свои взгляды "патриотическими" или "национально-патриотическими" (а важным компонентом такого мировоззрения является антизападничество и антиевропейскость) поднимают на щит таких персонажей, как, например Николай I. Но во время прошлого приступа патриотизма - в сталинские времена, когда все историки были озабочены поиском национальных приоритетов в разных сферах (от изобретения радио до изобретения паровоза), именно Николай I обвинялся "патриотически" настроенными авторами в излишнем западничестве и, стало быть - в антипатриотизме.
     Возьмём классическую книжку известного историка железных дорог В.С. Виргинского "Возникновение железных дорог в России..." (изданную в 1949 г.). Она вся пропитана неприязнью ко всему иностранному и подчёркиванию всего отечественного. Автор пишет:

    «Но Николай (...) начал доказывать , что для России полезнее всего привлечение именно иностранных капиталов. "Самодержец всероссийский", немец по крови и по воспитанию, покровитель реакционных иностранцев, особенно наглядно обнаружил этими рассуждениями антинародную и антинациональную сущность идеологии правящего лагеря. (...) О привлечении русских инженеров к будущему строительству Николай не пожелал упомянуть. Он разрешил Гёрстнеру привлекать "знающих и опытных иностранцев"

Tags: Заметки, История железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments