f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Атаман Войска Донского и "железнодорожный король" Поляков
f_husainov
На сайте reed.media опубликовали мою небольшую заметку (под редакционным названием "Донское казачество и коррупция") об одном из эпизодов строительства железных дорог в XIX веке. Главными героями эпизода стали атаман  Войска Донского Потапов и "железнодорожный король" Самуил Поляков.
Ниже провожу полный текст заметки.

Атаман Войска Донского и «железнодорожный король» Поляков

     В свете последних событий (нападение "казаков" на Алексея Навального с семьёй), к общности "казаки" прикован интерес общества. Одни говорят, что до екатерининских времён это было прогрессивное сословие, отличающееся вольностью и демократичностью, другие делают акцент на том, что во времена Александра III и Николая II казаков использовали для разгона рабочих демонстраций и они были «цепными псами» режима.
     В этой связи, небезынтересной представляется история, в которой главные роли сыграли предприниматель Поляков и атаман Войска Донского Потапов.
     В 1860-х годы одним из известнейших "железнодорожных королей" в России был Самуил Соломонович Поляков. Витте в «Воспоминаниях» называл его «наиболее прославившимся из железнодорожных тузов».
     В это время многие крупные предприниматели боролись за получение контракта на строительство железных дорог, в т.ч. для последующей продажи их казне (т.е. государству). Контракты эти были выгодны для многих концессионеров в связи с тем, что "договорившись" с государством можно было заложить одну цену, а построить за гораздо меньшую. Ряд исследователей этого вопроса говорят, что в отдельных случаях разрыв мог достигать 8 кратного размера (такую величину называет, например, историк А.М. Соловьёва, в книге "Промышленная революция в России XIX в.").
     И вот в 1866 г. разгорелась борьба за получение концессии на постройку очередной дороги, проходящей по территории Войска Донского (Воронежско-Грушевской или потом Воронежско-Ростовской). Как писал А.Н. Куломзин (известный своими отчётами и обзорами работы МПС и в т.ч. 4-томной работой "Наша железнодорожная политика") в правительстве разгорелась "подлинная битва" за эту концессию. В борьбе за этот, как сегодня сказали бы "госконтракт" Поляков обратился за помощью к наказному атаману Войска Донского А.Л. Потапову (который, как говорят был близок к царю).
     Атаман Потапов добился для Полякова "высочайшего повеления" на постройку Аксайско-Ростовской ветки (от горнозаводского района Донского края к промышленному центру - Ростову-на-Дону), "высочайшего согласия" на строительство железной дороги от ст. Шахтная Грушевской линии по территории Войска Донского и ещё ряд контрактов.
     К 1868 г. "группа московских капиталистов", как называет их А.М. Соловьёва "под воздействием общественного мнения добивались от царя законодательного утверждения новой формы выдач железнодорожных концессий методом капиталистической конкуренции, которая была "высочайше" одобрена лишь в конце 1868 г." Одним словом, Александр II согласился, что бы гос. контракты распределялись на аукционе, или точнее - на конкурсе.
При обсуждении выдачи концессии на Воронежско-Ростовский участок Полякову на заседании правительства разгорелся скандал - практически все члены кабинета министров высказались против выдачи концессии. Но приглашённый на заседание представитель Управления Войска Донского генерал Чеботарев настаивал на том, что "интересы Войска сильно пострадают, если не будет отдана Полякову вся дорога".
     В итоге атаман совместно с генералом Мезенцевым выехал в Крым, где в это время Александр II проводил отпуск. В результате, как пишет А.М. Соловьёва "Александр II по делу концессии Воронежско-Ростовской железной дороги, нарушая новый закон, утвердил "мнение меньшенства"". А.Н. Куломзин писал по этому поводу: "Говорили, что лицо близкое к государю, также ранее продавшее своё влияние, получило за это большой куш". Современники же отмечали, что "Покровительствующий Полякову наказной атаман Потапов, внезапно стал обладателем большого состояния" и затем был назначен царём генерал-губернатором Северо-Западного края.
     Впрочем, справедливости ради, необходимо отметить, что подобные взаимоотношения с властью отличались не только представители казачества. Например, управляющий министерством путей сообщения А.И. Дельвиг писал в мемуарах, что граф И.М. Толстой получил от того же Полякова «за содействие» гонорар на огромную, по тем временам, сумму – 500 тыс. рублей акциями общества Козлово-Воронежской железной дороги.
Поскольку царь фактически поощрял коррупцию в своём окружении (а это началось ещё с Николая I и достигло апогея при Николае II) в коррупции в те давние времена участвовали все российские сословия, классы и группы общества.

?

Log in

No account? Create an account