f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

А.С. Пушкин и железные дороги

     Как известно, А.С. Пушкин в конце жизни, помимо прочего, был главным редактором журнала "Современник" (с 1836 г. до самой смерти). В журнале публиковались не только литературные произведения и литературоведческие изыскания, но и статьи технического характера. Например, в письме, написанном накануне последней дуэли, Пушкин торопил П.Б. Козловского поскорее прислать в журнал его статью "Краткое начертание теории паровых машин".




     Так вот, помимо прочего, Пушкин, уcпел поучаствовать в дискуссии о строительстве новых железных дорог, начавшейся в российском обществе после того, как Ф.А. Гёрстнер высказал свои предложения (кстати, 19 апреля этого года Гёрстнеру исполнилось бы 220 лет, но этот юбилей прошёл как-то незаметно).
     Профессор Института Корпуса инженеров рутей сообщения Матвей Степанович Волков прислал в "Современник" свою статью, которую Пушкие изучил, но публиковать не стал.
     А в своём письме В.Ф. Одоевскому (ноябрь-декабрь 1836 г.) Александр Сергеевич так прокомментировал статью Волкова:

     "Статья г. Волкова в самом деле очень замечательна, дельно и умно написана и занимательна для всякого. Однако ж я её не помещу, потому что, по моему мнению, правительству вовсе не нужно вмешиваться в проект этого Гёрстнера. Россия не может бросить 3 000 000 на попытку. Дело о новой дороге касается частных людей: пускай они и хлопочут. Всё, что можно им обещать, так это привилегию на 12 или 15 лет. (...) Я, конечно, не против железных дорог; но я против того, чтоб этим занялось правительство."

     Сегодня против государственных инвестиций в железнодорожную отрасль выступают, пожалуй, только либертарианцы. Даже умеренные либералы считают (в большинстве своём), что в этой сфере как нигде, нужны именно государственные инвестиции.
     Таким образом, можно сказать, что Пушкин был первым либертарианцем в России. :-) Ну, или - как минимум - его либерализм в вопросах экономических был более радикальным, чем взгляды большинства современных либералов. 
Tags: Заметки, История железных дорог
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments