f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
А.С. Пушкин и железные дороги
f_husainov
     Как известно, А.С. Пушкин в конце жизни, помимо прочего, был главным редактором журнала "Современник" (с 1836 г. до самой смерти). В журнале публиковались не только литературные произведения и литературоведческие изыскания, но и статьи технического характера. Например, в письме, написанном накануне последней дуэли, Пушкин торопил П.Б. Козловского поскорее прислать в журнал его статью "Краткое начертание теории паровых машин".




     Так вот, помимо прочего, Пушкин, уcпел поучаствовать в дискуссии о строительстве новых железных дорог, начавшейся в российском обществе после того, как Ф.А. Гёрстнер высказал свои предложения (кстати, 19 апреля этого года Гёрстнеру исполнилось бы 220 лет, но этот юбилей прошёл как-то незаметно).
     Профессор Института Корпуса инженеров рутей сообщения Матвей Степанович Волков прислал в "Современник" свою статью, которую Пушкие изучил, но публиковать не стал.
     А в своём письме В.Ф. Одоевскому (ноябрь-декабрь 1836 г.) Александр Сергеевич так прокомментировал статью Волкова:

     "Статья г. Волкова в самом деле очень замечательна, дельно и умно написана и занимательна для всякого. Однако ж я её не помещу, потому что, по моему мнению, правительству вовсе не нужно вмешиваться в проект этого Гёрстнера. Россия не может бросить 3 000 000 на попытку. Дело о новой дороге касается частных людей: пускай они и хлопочут. Всё, что можно им обещать, так это привилегию на 12 или 15 лет. (...) Я, конечно, не против железных дорог; но я против того, чтоб этим занялось правительство."

     Сегодня против государственных инвестиций в железнодорожную отрасль выступают, пожалуй, только либертарианцы. Даже умеренные либералы считают (в большинстве своём), что в этой сфере как нигде, нужны именно государственные инвестиции.
     Таким образом, можно сказать, что Пушкин был первым либертарианцем в России. :-) Ну, или - как минимум - его либерализм в вопросах экономических был более радикальным, чем взгляды большинства современных либералов. 

  • 1
спасибо, от пушкинистов такого не услышишь. Была ли опубликована статья о теории, и насколько она популярна?

Не знаю, думаю, в интернете где-то должны быть оглавления всех номеров "Современника". Как-нибудь поищу.

Да, статья была опубликована после смерти Пушкина. Об этом нам сообщает книга:
Крейнис З.Л. Очерки истории железных дорог. Книга 3: Великий российский путь из С-Петербурга во Владивосток- М.: УМЦ РЖД, 2010. - 492 с. (см. стр. 53-54)

Можно рассматривать это высказывание и с другой стороны. Как констатацию необходимости консервативного подхода к вопросу государственных инвестиций.
Переводя на современные реалии, государству не нужно вкладываться в условный Hyperloop или СТЮ до тех пор, пока эти технологии не показали реальных результатов. Государство скорее должно инвестировать в низкорисковые, проверенные технологии, иначе может остаться "без штанов".

Да, скорее всего Пушкин имел в видду именно это. Про либертарианство - это, разумеется, некоторая ирония.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account