f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

"Нужно ли регулировать тарифы операторов?"

     На сайте журнала "РЖД-Партнер" опубликован мой пост "Нужно ли регулировать тарифы операторов?"

     Фрагмент:
     На первый взгляд, идея регулировать цены в сфере, где работает множество частных компаний, кажется абсолютно неприемлемой. Но последние два года научили нас: то, что воспринимается как нечто неприемлемое и даже не требует опровержениия, вполне может стать федеральным законом. Поэтому есть смысл поговорить о том, что такое ценообразование в рыночной экономике.
     Мы должны понимать, что цена на тот или иной товар или услугу является важнейшим экономическим сигналом для всех участников рынка. Цены (если они не деформированы государственным вмешательством) сигнализируют рынку о дефиците или избытке товаров. И если цены растут, то это означает, что спрос недостаточно удовлетворяется, а на стороне предложения появились какие-то проблемы. Именно этот рост цен создаёт сигнал о появлении сегмента с повышенной доходностью (или прибыльностью), который и формирует стимулы для увеличения предложения.
     Динамика цен аналогична динамике температуры у больного. Если температура повышена – значит, в организме идет воспалительный процесс. Если вы в приказном порядке распорядитесь о том, чтобы на градуснике появилась какая-то фиксированная «справедливая» температура, то больной не станет здоровее. Наоборот, он не будет знать о реальной температуре и не поймёт, какие лекарства следует или не следует принимать.
     (...)
   В последние годы на рынке сосуществовали две противоположно направленные тенденции. Конкуренция и профицит вагонов держали цены на предоставление вагонов на низком уровне, а решения правительства (Минтранса, Минпромторга и т.д.) по принуждению к сокращению вагонного парка, фактически пролоббированные вагоностроителями (хотя это вовсе не оправдывает правительство), наоборот, создавали предпосылки для роста ставок. Если правительство РФ ставило цель увеличить тарифную нагрузку на грузоотправителей (а, очевидно, что именно это и было целью), то его план удался.
Теперь, когда правительство, по сути, победило экономику, и вагонный парк стал стремительно сокращаться, ставки на предоставление вагонов, разумеется, должны начать расти.
     Нужно ли их теперь еще и регулировать, или, пользуясь языком экономистов, должно ли правительство снова вмешаться в работу рынка для исправления последствий предыдущего вмешательства?
     Правильный ответ: нет.
     Потому что только свободное ценообразование передаст по рыночной цепочке нужный сигнал о том, что необходимо снова бороться с дефицитом. Но для этого нужен рост ставок, который и будет источником сигнала и детонатором нового инвестиционного цикла.
Если начать регулировать ставки операторов, "запереть" ценовой сигнал, не дать ему распространяться, то очевидно, что при существующем уровне доходности никакого масштабного спроса на продукцию вагоностроения мы не получим.
Tags: Железнодорожные тарифы, Мои публикации, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments