f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Глухие шаги Командора

     Продолжаем фиксировать события рубрики "crony capitalism", наблюдая за ускоряющейся деградацией государственных институтов.
      "Коммерсант" в сегодняшней статье «Тридцать миллиардов на "Ураган"» пишет:
     "Как выяснил "Ъ", Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может запросить у государства на реализацию плана "Ураган" по консолидации лизингового парка вагонов до 30 млрд руб. (...) План "Ураган" (о нем подробно см. "Ъ" от 24 февраля) предполагает, что ГТЛК заберет парк у прямо и косвенно контролируемых государством лизинговых компаний "ВЭБ-лизинг", "ВТБ Лизинг", "Сбербанк Лизинг", "Газпромбанк лизинг", "Трансфин-М" (подконтрольна НПФ "Благосостояние") и сосредоточит в своих руках около 200-250 тыс. полувагонов. Крупный оператор, который получит этот парк, спишет около 100 тыс. единиц старого парка и поднимет ставку доходности с текущих 550-600 руб. на вагон в сутки до уровня прейскуранта 10-01 (около 870 руб. в 2016 году). Тем самым он стимулирует спрос на новые вагоны, обеспечит уход с рынка около 200 неэффективных игроков и поступление средств лизинговым компаниям."
     Таким образом, из государственного бюджета (т.е. у всех налогоплательщиков, живущих в России) будет взято некоторое количество денег, которые будут направлены на то, что бы некоторое количество лизинговых компаний, которые в последние годы неправильно распоряжались инвестициями, принимали неквалифицированные инвестиционные решения и в итоге стали банкротами, вместо того, что бы уйти с рынка (как это было бы при нормальном капитализме, а не при "государственном crony capitalism"), наоборот - получат деньги от государства на создание, совместно с выбранным опять-же государством,  "крупным оператором" новую компанию, которая будет доминировать в некоторых сегментах рынка (например, в сегменте полувагонов) и даже обеспечит искусственное выдавливание с рынка "около 200 неэффективных игроков".
     Это очень показательная история, в которой, как в зеркале отражается та экономическая модель, которая постепенно выстраивается в стране в целом и теперь на железнодорожном транспорте, в частности: если ты неэффективен, то нужно прийти к государству, попросить у него денег, а потом имея такой административный ресурс "выдавить" с рынка тех, кто работает лучше тебя под предлогом, что они "неэффективны". Проблема в том, что если государство создаёт такую систему стимулов, в которой только заведомая неэффективность в сочетании с лоббизмом являются залогом успеха, то глупо надеяться, что удастся избежать Катастрофы.
     Те, кто интересуется экономической истоией 19 века, помнят, что такая модель развития в России уже была. И помнят, чем это закончилось.

     P.S. Кстати, некоторые публицисты считают российское правительство "либеральным". Не понимаю, почему правительство увеличивающее роль государства, роль отраслевых лоббистов и уровень перераспределения средств с помощью государства называют "либеральным". Сегодняшние власти скорее уж ближе к Николаю II, раннему Гитлеру (капитализм с сильной ролью государства и патернализмом), Муссолини (смесь социализма с классическим  "crony capitalism" - "друзьям - всё, врагам - закон") и латиноамериканским диктатурам 70-х
Tags: crony capitalism, Заметки, Экономика, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments