f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Скорость доставки груза в 2015 г.

     Среди показателей, на которые мы смотрим, оценивая работу железнодорожного транспорта не последнюю роль играет скорость доставки груза (или точнее - скорость доставки грузовой отправки). Проблема заключается в том, что в марте 2014 г. в одночасье была изменена методика учёта этого показателя и сравнивать эту скорость в, например, 2012 или 2013 г. с данными за 2014 или 2015 г. стало невозможно (я писал об этом ранее).
     Почему этот показатель важен? Потому что все остальные показатели - такие как техническая скорость (скорость движения поезда по перегону без учёта остановок, но с учётом разгона и замедления), участковая скорость (учитывающая как скорость движения по перегону с учётом разгона и замедления, так и стоянки на промежуточных станциях в пределах участка), маршрутная скорость (учитывающая то, что учитывают две предыдущие, плюс к этому время под операциями на технических станциях) - это, по большому счёту, внутренние показатели РЖД. Если вагон лихо пролетел по перегону, а потом застрял на какой-то промежуточной станции на пять суток или в брошенном поезде на подходе к порту на месяц, то для грузополучателя никакой радости от высокой технической скорости не будет.
     Грузоотправителя интересует только общая скорость доставки - от момента когда вагон ушёл со станции отправления до прибытия на его подъездной путь на станции назначения.
     Впрочем, сотрудники ГВЦ РЖД хором говорят (во всяком случае, говорили в 2012-13 гг.), что фактически учёт в информационных системах РЖД идёт не до момента когда вагоны "поданы для выгрузки грузополучателями или владельцами железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей" (как это описано в Правилах перевозок) а до момента "прибытия на станцию назначения". Не знаю, так ли это сейчас? Но даже, если это так, всё таки общая скорость доставки - этот тот показатель, который собственно и явяется качественным параметром для оценки транспортной услуги грузополучателем (или иным потребителем услуг жд транспорта). Кстати, некоторое время назад компания "Info-Line-Аналитика" делала пересчёт скорости 2014 г. по старой методике, для того, что бы можно было сопоставить эти данные с 2013 г. и узнать, насколько на сам деле выросла скорость; оказалось, что рост в этом случае составит не с 223 до 299 (+34 %), а с 223 до 255 (+ 14 %).


Рис. 1

     Впрочем, можно посмотреть и динамику технической и участковой скоростей:


Рис. 2.

     Кстати, при сопоставлении этих графиков "подозрительность" проведённой в 2014 г. корректировки методики учёта скорости доставки особенно сильно бросается в глаза. С 1970 по 2013 г. графики участковой и технической скоростей ведут себя более-менее синхронно с графиком общей скорости доставки, повторяя динамику спадов и роста. Но начиная с 2014 г. эти графики довольно сильно расходятся. Верхний график растёт в 2014 на 34 %, а скорости на нижнем - участковая на 2,4 %, техническая - вообще не растёт.
     Получается, что поезда по участку едут с прежней скоростью, а вот простои на разных сортировочных-технических станциях внезапно сократились, причём так сильно, как никогда за предыдущие 45 лет. :-) Очевидно, что это маловероятно. Таким образом, большая часть этого 34 %-ного прироста, скорее всего сводится не к росту скорости доставки, а лишь к методике его учёта.
     Впрочем, возможно есть и какое-то другое объяснение - ведь в 2015 скорость снова выросла. Но в этом случае возникает гораздо более болезненный для РЖД вопрос. Ведь все последние три-четыре года РЖД говорило о невозможности увеличения скорости доставки из-за того, что сегодня нет централизованного управления единым инвентарным парком, а есть множество собственников вагонов со своей логистикой и "своими представлениями о прекрасном" - о том куда, когда и в каком количестве их вагоны поедут. А теперь выходит, что наличие множества операторов ничуть не мешает росту скоростей? И  всё, что говорилось из РЖД в последние три -четыре года на эту тему - неверно ? 
Tags: Заметки, Статистика транспорта
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments