f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Скорость доставки груза в 2015 г.
f_husainov
     Среди показателей, на которые мы смотрим, оценивая работу железнодорожного транспорта не последнюю роль играет скорость доставки груза (или точнее - скорость доставки грузовой отправки). Проблема заключается в том, что в марте 2014 г. в одночасье была изменена методика учёта этого показателя и сравнивать эту скорость в, например, 2012 или 2013 г. с данными за 2014 или 2015 г. стало невозможно (я писал об этом ранее).
     Почему этот показатель важен? Потому что все остальные показатели - такие как техническая скорость (скорость движения поезда по перегону без учёта остановок, но с учётом разгона и замедления), участковая скорость (учитывающая как скорость движения по перегону с учётом разгона и замедления, так и стоянки на промежуточных станциях в пределах участка), маршрутная скорость (учитывающая то, что учитывают две предыдущие, плюс к этому время под операциями на технических станциях) - это, по большому счёту, внутренние показатели РЖД. Если вагон лихо пролетел по перегону, а потом застрял на какой-то промежуточной станции на пять суток или в брошенном поезде на подходе к порту на месяц, то для грузополучателя никакой радости от высокой технической скорости не будет.
     Грузоотправителя интересует только общая скорость доставки - от момента когда вагон ушёл со станции отправления до прибытия на его подъездной путь на станции назначения.
     Впрочем, сотрудники ГВЦ РЖД хором говорят (во всяком случае, говорили в 2012-13 гг.), что фактически учёт в информационных системах РЖД идёт не до момента когда вагоны "поданы для выгрузки грузополучателями или владельцами железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей" (как это описано в Правилах перевозок) а до момента "прибытия на станцию назначения". Не знаю, так ли это сейчас? Но даже, если это так, всё таки общая скорость доставки - этот тот показатель, который собственно и явяется качественным параметром для оценки транспортной услуги грузополучателем (или иным потребителем услуг жд транспорта). Кстати, некоторое время назад компания "Info-Line-Аналитика" делала пересчёт скорости 2014 г. по старой методике, для того, что бы можно было сопоставить эти данные с 2013 г. и узнать, насколько на сам деле выросла скорость; оказалось, что рост в этом случае составит не с 223 до 299 (+34 %), а с 223 до 255 (+ 14 %).


Рис. 1

     Впрочем, можно посмотреть и динамику технической и участковой скоростей:


Рис. 2.

     Кстати, при сопоставлении этих графиков "подозрительность" проведённой в 2014 г. корректировки методики учёта скорости доставки особенно сильно бросается в глаза. С 1970 по 2013 г. графики участковой и технической скоростей ведут себя более-менее синхронно с графиком общей скорости доставки, повторяя динамику спадов и роста. Но начиная с 2014 г. эти графики довольно сильно расходятся. Верхний график растёт в 2014 на 34 %, а скорости на нижнем - участковая на 2,4 %, техническая - вообще не растёт.
     Получается, что поезда по участку едут с прежней скоростью, а вот простои на разных сортировочных-технических станциях внезапно сократились, причём так сильно, как никогда за предыдущие 45 лет. :-) Очевидно, что это маловероятно. Таким образом, большая часть этого 34 %-ного прироста, скорее всего сводится не к росту скорости доставки, а лишь к методике его учёта.
     Впрочем, возможно есть и какое-то другое объяснение - ведь в 2015 скорость снова выросла. Но в этом случае возникает гораздо более болезненный для РЖД вопрос. Ведь все последние три-четыре года РЖД говорило о невозможности увеличения скорости доставки из-за того, что сегодня нет централизованного управления единым инвентарным парком, а есть множество собственников вагонов со своей логистикой и "своими представлениями о прекрасном" - о том куда, когда и в каком количестве их вагоны поедут. А теперь выходит, что наличие множества операторов ничуть не мешает росту скоростей? И  всё, что говорилось из РЖД в последние три -четыре года на эту тему - неверно ? 

  • 1
Если методику изменили с 1 марта, то в 2014 г. ещё 2 месяца считали по старому.

И чтобы получить 299,2 км/сут, грубо говоря, нужно взять 2 раза по 223 км/сут и 10 раз по 314 км/сут, что дает рост с измененной методикой почти на 41%, а не на 34%. И рост скорости, опять таки грубо говоря "в рамках новой методики", 2015 г./10 мес. 2014 г. в 8,6%.

34 % - это год к году - общая годовая цифра 2014-го к общей годовой 2013.
Там внутри, разумеется будут помесячные колебания.

Вот так выглядит помесячный график с 2014 годом:



Рис.3 Динамика средней скорости доставки одной грузовой отправки в 2007-2014 гг., км/сут.

Edited at 2016-02-21 08:15 am (UTC)

Изменение методики заметно невооруженным глазом.

Даже очень невооружённым. :-))

Edited at 2016-02-21 01:06 pm (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account