f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Грузооборот и погрузка по видам транспорта с 2000 по 2015

       В продолжение вчерашнего поста, в котором были приведены данные о грузообороте и погрузке различных видов транспорта в 2015 г., думаю, есть смысл привести динамику соответствующих показателей с 2000 по 2015 г.



Рис.1

     По аналогии с прошлым постов, приведём аналогичный график, без учёта трубопроводного транспорта:


Рис.2

     Теперь приведём аналогичные данные по долям в общем объёме перевозок (погрузки) грузов. Росстат в своих отчётах называет эти данные показателем "перевезено" но для железнодорожного транспорта под этим в данном случае понимается погрузка (Росстат даже делает такую оговорку в сноске в своих изданиях), поэтому я для простоты пишу "погрузка".


Рис.3

И, наконец, доли разных видов транспорта в общей погрузке без учёта трубопроводного транспорта.


Рис.4.

     Для тех, кто любит таблицы, а не графики, ниже приведены исходные данные.





     Из рис. 3 и 4 наглядно видно, что если в 2011-2013 гг. доля железнодорожного транспорта в погруке не росла (а доля автомобильного - наоборот - увеличивалась, особенно в 2011 и 2012), то в 2014 и, особенно в 2015 налицо рост доли железнодорожного транспорта. За счёт каких грузов этот рост произошёл можно посмотреть здесь (уголь, химические и минеральные удобрения, лесные грузы).
     Парадоксально, что решения, которые являются "плохими" для экономики в целом, могут оказаться "хорошими" для железнодорожного транспорта. Слова "хорошими" и "плохими" я тут беру в кавычки, поскольку это относительные термины и они зависят от целей. Например, если мы говорим, что зависимость экономики и бюджета страны от сырьевых грузов - это плохо, поскольку увеличиваются некоторые риски, а рост высокотехнологичных производств - это хорошо, то девальвация рубля, которая, как известно в России стимулирует экспортно-ориентированные сырьевые производства (уголь, лес и т.п.) и дестимулирует высокотехнологичные производства (зависящие от импортных комплектующих), "подстегнёт" (стимулирует) развитие железнодорожного транспорта, но при этом, дестимулирует развитие автомобильного.  (Заметим в скобках, что увеличение доли железнодорожного транспорта было не "рукотворным", не результатом сознательной политики, а, разумеется, лишь следствием макроэкономической динамики; иначе говоря - все успехи были результатом действия экзогенных, т.е. внешних, по отношению к отрасли факторов)
     Т.е. чем больше сырьевая зависимость, чем меньше технологической модернизации, тем лучше железнодорожному транспорту - он ведь возит уголь, а не упаковки с айпадами и ноутбуками. :-) Следовательно, если для экономики страны рост зависимости бюджета от, например, нефтегазовых доходов с 20-25 % в начале 2000 х годов до более 50 % в 2012-2013 гг. - это плохо; то для "РЖД" - это хорошо. Как говорилось, в одном анекдоте - парадокс! :-)
     
Tags: Заметки, Статистика транспорта
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments