f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Грузооборот и погрузка по видам транспорта с 2000 по 2015
f_husainov
       В продолжение вчерашнего поста, в котором были приведены данные о грузообороте и погрузке различных видов транспорта в 2015 г., думаю, есть смысл привести динамику соответствующих показателей с 2000 по 2015 г.



Рис.1

     По аналогии с прошлым постов, приведём аналогичный график, без учёта трубопроводного транспорта:


Рис.2

     Теперь приведём аналогичные данные по долям в общем объёме перевозок (погрузки) грузов. Росстат в своих отчётах называет эти данные показателем "перевезено" но для железнодорожного транспорта под этим в данном случае понимается погрузка (Росстат даже делает такую оговорку в сноске в своих изданиях), поэтому я для простоты пишу "погрузка".


Рис.3

И, наконец, доли разных видов транспорта в общей погрузке без учёта трубопроводного транспорта.


Рис.4.

     Для тех, кто любит таблицы, а не графики, ниже приведены исходные данные.





     Из рис. 3 и 4 наглядно видно, что если в 2011-2013 гг. доля железнодорожного транспорта в погруке не росла (а доля автомобильного - наоборот - увеличивалась, особенно в 2011 и 2012), то в 2014 и, особенно в 2015 налицо рост доли железнодорожного транспорта. За счёт каких грузов этот рост произошёл можно посмотреть здесь (уголь, химические и минеральные удобрения, лесные грузы).
     Парадоксально, что решения, которые являются "плохими" для экономики в целом, могут оказаться "хорошими" для железнодорожного транспорта. Слова "хорошими" и "плохими" я тут беру в кавычки, поскольку это относительные термины и они зависят от целей. Например, если мы говорим, что зависимость экономики и бюджета страны от сырьевых грузов - это плохо, поскольку увеличиваются некоторые риски, а рост высокотехнологичных производств - это хорошо, то девальвация рубля, которая, как известно в России стимулирует экспортно-ориентированные сырьевые производства (уголь, лес и т.п.) и дестимулирует высокотехнологичные производства (зависящие от импортных комплектующих), "подстегнёт" (стимулирует) развитие железнодорожного транспорта, но при этом, дестимулирует развитие автомобильного.  (Заметим в скобках, что увеличение доли железнодорожного транспорта было не "рукотворным", не результатом сознательной политики, а, разумеется, лишь следствием макроэкономической динамики; иначе говоря - все успехи были результатом действия экзогенных, т.е. внешних, по отношению к отрасли факторов)
     Т.е. чем больше сырьевая зависимость, чем меньше технологической модернизации, тем лучше железнодорожному транспорту - он ведь возит уголь, а не упаковки с айпадами и ноутбуками. :-) Следовательно, если для экономики страны рост зависимости бюджета от, например, нефтегазовых доходов с 20-25 % в начале 2000 х годов до более 50 % в 2012-2013 гг. - это плохо; то для "РЖД" - это хорошо. Как говорилось, в одном анекдоте - парадокс! :-)
     

?

Log in

No account? Create an account