f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Л.А. Мазо: "Как выбраться из тупика?"

     Как обещал ранее, я буду тут в блоге регулярно обращать внимание на какие-то интересные научные статьи, публикуемые в различных журналах (главным образом, статьи, посвящённые экономике транспорта и вопросам реформы РЖД).
     В 11 и 12 номерах журнала "РСП-Эксперт" опубликована статья живого классика экономики транспорта, создателя "Прейскуранта № 10-01", в прошлом - зам. директора ВНИИЖТ д.э.н. Леонида Ароновича Мазо.
     Статья называется "Как выбраться из тупика". Название, очевидно, является аллюзией на "Из тупика" А.И. Гурьева.


На фото: Л.А. Мазо
     Чем примечательна эта статья? Леонид Аронович продолжает развивать те идеи, которые в той или иной форме высказывались ранее Расселом Питтманом, проф. А.Е. Красковским (в более осторожной форме) и некоторыми другими авторами, рассматривающими такую модель организации работы российских железных дорог, в которой вместо единой инфраструктуры и/или единого вертикально-интегрированного монополиста будут функционировать несколько конкурирующих друг с другом вертикально-интегрированных компаний.
     Даже заголовки параграфов в статье звучат энергично: "У монополии нет стимулов к снижению издержек", "Демонополизация железнодорожного транспорта вполне легитимна" и - звучащее почти по-Ротбардовски - "К конкуренции вертикально-интегрированных компаний".
     Несколько цитат из статьи Л.А. Мазо:
     "В советское время, когда почти все вагоны находились в управлении МПС, они были в страшном дефиците. Подвижной состав доставали через обкомы и бесчисленными коррупционными путями..."
     "Заметим, что утрата регулировочного рычага после приватизации вагонов практически не сказалась на коэффициенте порожнего пробега, ростом которого пугали противники рыночных реформ. Объяснение простое: порожний пробег стал платным."
     "При разъединении сети нарушится технологическое единство? Но может же РЖД взаимодействовать с дочерними ЖДЯ и ЯЖДК? И почему тогда производительность труда на разъединённых сетях США в разы выше, чем на единой сети РЖД?"
     "Требуется изменение тарифных условий, а не отказ от независимых перевозчиков", "Распространённые доводы об эксплуатационной непроходимости инфраструктуры при появлении независимых перевозчиков лпровергается долголетней, начиная с давних советских времён, успешной практикой собственных поездных формирований (СПФ) с частными локомотивами (...) Поэтому содержащиеся в Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок жёсткие ограничения на курсирование независимых перевозчиков в сугубо локальной сфере (на тупиковых линиях) способны лишь загнать в тупик и то, что уже доказано временем
."
     Причём, Л.А. Мазо подчёркивает, что дальнейшее реформирование и демонополизация пойдут на пользу не только экономике страны, грузоотправителям, но и - самим "РЖД". Поэтому он предлагает: "Думается, что в РЖД, осознав эти преимущества, захотят создать свою дочку-перевозчицу или для начала оператора собственной тяги по аналогии с ПГК в операторском бизнесе"

     Ниже PDFстатьи (в двух частях):
     Мазо Л.А. Как выбраться из тупика? (начало) // РСП-Эксперт. 2015. № 11. С.32-33.
     Мазо Л.А. Как выбраться из тупика? (окончание) // РСП-Эксперт. 2015. № 12. С.32-33.
Tags: Наука, Реформа железных дорог, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments