f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Про Гайдаровский форум-2016

     14 января я был на Гайдаровском форуме.
     Т.е. сначала я пошёл на эту конференцию 13 января, но, как оказалось, из-за того, что в этот день в 5 корпусе РАНХиГС выступает председатель правительства Д.Медведев, доступ на все остальные мероприятия в этом здани ограничен. Любопытно, что в позапрошлом году любой человек с улицы (например, я) мог попасть в зал, где выступал и Медведев и остальные члены правительства, ограничений не было (я даже записал тогда видео выступления Медведева себе на айпад) а в этом году у членов правительства, видимо, какая-то "паническая атака" и вход граждан ограничили (хотя с какого перепугу наши руководители так боятся собственных граждан - мне не очень понятно). Возможно, в связи с кризисом правительство немного перепугано. Разумеется, никто не предупредил - по какому критерию будут пускать или не пускать, поэтому я, проснувшись утром поехал в такую даль - на Юго-Западную, а затем, дойдя до регистрационной стойки и узнав, что с моим бейджем внутрь - нельзя, вернулся восвояси.
     Это, кстати, довольне неприятная история и такие ограничения, мягко говоря, не делают чести РАНХиГС (а с точки зрения цивилизованной страны, это, вообще говоря, позорище).
     А вот 14 января день оказался более продуктивным.
     В этот день была очень интересная панельная дискусия "Компании с государственным участием - двигатель или тормоз экономики?"



     Модератор дискуссии - Кирилл Андросов (на фото - крайний слева),в прошлом, кстати,председатель Совета директоров РЖД, начал с того, что поделился некоторыми цифрами. "Вклад государства в ВВП составил по итогам 2015 г. 70 %, а в 2005 г. этот показатель составлял 30 %. При этом, среднемировой уровень вклада государства в ВВП примерно 30 %, у США немного больше 30 %, у Китая 45 %. А самые максимальные показатели у Швеции - 65 % и у Финляндии - 60 %." Впрочем, потом, в процессе дискуссии он уточнил, что вклад государства в ВВП можно измерять разными показателями, например доля государства в ВВП без бюджетных учреждений - 29 %. (я не знаю, что это за показатель, нужно будет почитать об этом, потому что при оценке роли государства в экономике все используют самые разные показатели).Кроме того "Доля гос. компаний в индексе РТС примерно 50 %, а доля гос. компаний во всей выручке в экономике 46 %".
     Подытоживая своё выступление К.Андросов сформулировал вопрос для обсуждения - та экспансия государства в экономику, которая проходит в последние годы - это хорошо или плохо?
     Любопытным было выступление министра промышленности Дениса Мантурова (второй слева), который вступился за гос. компании и сказал, что частные компании просто не  справятся с импортозамещением, поэтому драйверами должны стать гос.компании.
     Следующим выступал президент "РЖД" Олег Белозёров (на фото - третий слева). Он сказал, что доля железнодорожного транспорта в ВВП снизилась за несколько лет с 3 % до 1,6 %, что означает снижение тарифной нагрузки на грузоотправителей. Затем он отметил, что сегодня уровень рентабельности гос. компаний выше, чем частных. Расходы "РЖД" по итогам 2015 г., выросли на 7 % - отметил он.
     Следующим выступающим был немного опоздавший В.Лисин (на фото - его кресло четвёртое слева, но его там нет, т.к. я забыл сделать повторное фото, когда он пришёл). :-)
     Модератор задал Лисину два вопроса - один касался общей темы дискуссии, а второй сравнения работы государственной "ФГК" и частной "ПГК".
     Лисин довольно резко раскритиковал позицию Мантурова. И сказал примерно следующее: давайте не будем никого обманывать, все понимают, что если чиновник правительства работает в совете директоров гос. компании, то он будет заниматься не тем, что бы контролировать эту компанию, а он будет лоббистом этой компании в правительстве.
    Прежде всего, то, что должно существовать в стране, то, что будет двигателем прогресса – это конкуренция- заявил Лисин. Потому что именно конкуренция и частная собственность создают инновации. Мы например, до сих пор обсуждаем, нужно ли на рынок грузовых железнодорожных перевозок допускать тепловозы и тягу – или не допускать, а в это время автомобильные компании, практически, создали автомобиль, который будет двигаться без персонала. Вот где, на самом деле, технический прогресс, который должен быть, и сделать его может только частник.
    Что же касается конкуренции частного и государственного бизнеса, продолжил Лисин, то цифры говорят сами за себя: государственная "ФГК" по итогам 2015 г. получит убыток в 8 млрд. руб., а частная "ПГК" - прибыль в 200 млрд. руб.(позднее было разъяснение от пресс-службы - Лисин оговорился, прибыль ПГК не 200 млрд., а 200 млн. рублей).
     Уведичение тарифов гос. компаний - это не рыночное решение, это просто дополнительное налогообложение остальных участников экономического процесса. Мы должны понимать, что ценость создают только предприниматели, а гос. компании и государство - могут только перераспределять созданную ценность в свою пользу.
     Выступление Лисина, кстати, было единственным выступлением, которому зал громкоаплодировал.
     В конце, О.Белозёров, отвечая на вопрос модератора - чего он себе желает в следующем году, даже сказал, что желает, что бы на следующем Гайдаровском форуме он смог рассказать о таких успехах РЖД, что бы ему тоже аплодировали.
     В полемику с Лисиным вступил Д.Мантуров, который начал говорить про то, что российские бизнесмены - никудышние - никак не хотят инвестировать, поэтому правительство и гос. компании вынуждены это делать за них. Недоверяет, к сожалению бизнес правительству.
     На что Лисин саркастично заметил, что если народ и правительство не доверяют друг-другу, то он не будет сейчас развивать тему, кого проще заменить - народ или кого-то ещё, но должен сказать, что проблема точно не в народе. А если регуляторы по несколько раз в год меняют правила игры, но никакой разумный человек не будет доверять и рисковать своими инвестициями.
     В выступлении зам. руководителя ФАС Анатолия Голомолзина (на фото - крайний справа), было отмечено что самый эффективный сегмент на рынке грузовых жд перевозок - это сегмент операторов подвижного состава.
     После выступления А.Н. Голомолзина, модератор - К.Андросов, немного тролля О.Белозёрова спросил:  "Где ещё эффективна железнодорожная отрасль, кроме операторского сектора?"
     Белозёров начал перечислять некоторые проблемы, которые в ближайшее время РЖД должно решить. Упомянул и "проблему избытка порожних вагонов" и одновременно проблему "недозагруженности вагоностроения". И не заметил тут противоречия -  если вы считаете, что вагонов много, то недозагруженность вагоностроения - это не проблема, а наоборот - естественное решение проблемы.
     На вопрос модератора хорошо ли работает РЖД Белозёров ответил: "Как у нас всё в стране работает, так же и РЖД работает", чем вызвал бурный смех в зале, аплодисменты и разрядил обстановку.

     
Tags: Заметки, Научные мероприятия
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments