f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Преподавательские радости

     В рамках прошедшей вчера конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство", проводился конкурс научных работ "студентов, аспирантов и молодых учёных".
     В конкурсе принимала участие выпускница РОАТ МИИТ Елена Жукова (сотрудница ФГК), которая писал диплом под моим научным руководством. Тема была очень интересной: "Исследование влияния конкуренции на уровень цен вагоноремонтного рынка в России".
     И именно эта работа заняла 1 место! Поздравляю Елену!
     Я, как преподаватель испытываю некоторую гордость за успехи своих учеников! :-)
     Идея работы заключалась в том, что бы посмотреть - как повлияло на цены плановых видов ремонта (рассматривались только плановые - капитальные и деповские ремонты; текущие отцепочные - не рассматривались, т.к. там практически нет конкуренции) появление в этой сфере конкуренции - как конкуренции между тремя ВРК, так и между частными депо (на долю частных вагонных депо в 2013 г. пришлось 28 % всех плановых ремонтов).
     В работе была найдена корреляция и выведено уравнение регрессии, которое показало очень высокую связь между уровнем конкуренции (конкуренцию измеряли старым, но надёжным способом - индексом Херфиндаля-Хиршмана) и темпами снижения цен в условиях конкуренции.
      Было зафиксировано, что рост уровня конкуренции сопровождается снижением цен, и что между двумя этими показателями существует очень сильная зависимость ("R- квадрат" в регрессии был выше 0,87, а это довольно высокое значение).
Но, помимо этого, в работе были слделаны важные выводы.
     1) Изменение ( в данном случае - снижение) цен на ремонт грузовых вагонов имеет свой предел и даже при максимально возможном ("идеальном") уровне конкуренции не может снижаться ниже определенного уровня и можно узнать - какой это уровень при заданных условиях (уравнение регрессии позволяет - хоть это, конечно и несколько абстрактное упражнение - подставляя те или иные целевые значения x или y получить уровень цен при заданном уровне конкуренции).
Таким образом, в процессе исследования нам удалось обнаружить "эффект убывающей полезности от конкуренции", заключающийся в том, что с каждым следующим шагом увеличения уровня конкуренции, цена снижается на меньшую величину и в какой-то момент, рост дальнейшей конкуренции перестанет оказывать влияние на динамику цен.
     2) Учитывая, что полученная для "идеального" высококонкурентного рынка капитального ремонта грузовых вагонов - 139 тыс.руб, а цена ремонта в 2013г - 145 тыс.руб, можно сделать вывод, что даже при существующем сегодня уровне конкуренции, сложившаяся на рынке цена уже близка к той, которая была бы при "идеальной" конкуренции.
     Следовательно, потенциал снижения цен на капитальный ремонт - практически исчерпан и при дальнейшем развитии конкуренции на рынке вагоноремонта цена на ремонт грузовых вагонов изменится незначительно.
Tags: Преподавание, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments