f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

11 ноября - день рождения железных дорог

11 ноября - день рождения железнодорожной отрасли в России.
     Именно 11 ноября (или 30 октября по старому стилю) 1837 года, было открыто движение по первой в России железной дороге общего пользования С-Петербург-Царское село. Эта дорога была построена частной компанией - акционерным обществом, создателями и акционерами которого были сам автор проекта - Франц Антон фон  Гёрстнер, граф А.А. Бобринский а так же некоторое количество "немецкого и американского капитала".
     Машинистом первого поезда проехавшего по первой дороге, который состоял из паровоза «Проворный» и восьми вагонов стал сам фон Гёрстнер. Члены Правления дороги пригласили на открытие первой в России железной дороги императора Николая I и других почётных гостей. Пассажиры заняли свои места, и в 2 часа 30 минут пополудни поезд, плавно отошёл от перрона. Через 35 минут под громкие аплодисменты встречавших и крики «Ура!» первый поезд прибыл на станцию Царское село.
Поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.



Поезд Царскосельской железной дороги. Художник- Беггров К.П. Бумага, литография. 9.5 х 14. 1840-е гг. (источник)


     Любопытно, что после отъезда Гёрстнера из России, руководство Царскосельской железной дорогой было передано шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и развитие железных дорог остановилось. Николай I, который дал разрешение на строительство первой в России дороги, а затем ещё Варшаво-Венской (Польша входила тогда в состав Российской империи) в 1839-48 и Петербурго-Московской (1843-1851) охладел к железным дорогам.
     В этот период многие частные общества - как российские, так и иностранные обращались в российское правительство и к царю с просьбами разрешить строительство частных дорог. Но власти таких разрешений не давали. Опасались, что "железная дорога принесёт в Россию вредный дух иностранный".
     В итоге, вплоть до смерти Николая I железные дороги почти не строились и лишь с воцарением Александра II (в 1855 г.) железнодорожная отрасль начала бурно развиваться на основе привлечённых частных капиталов. Но об этой эпохе - как-нибудь в следующий раз.





P.S. Кстати, сегодня утром мне позвонил научный руководитель моей кандидатской и спросил - "А помнишь, что произошло 11 числа 11 месяца (т.е. ноября) 11 лет тому назад?". Я ответил, что конечно помню. В этот день я защитил кандидатскую диссертацию.

Tags: Заметки, История железных дорог
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments