f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Category:

Возвращение дефицита?

Рубрика "Вопрос дня" в сегодняшнем "Гудке"(07.10.2015.):
Вопрос дня: Насколько реальна проблема дефицита грузовых вагонов в ближайшем будущем?

Валерий Шпаков, генеральный директор АО «Новая перевозочная компания»:
– Процесс списания вагонов с истекшим сроком службы начался в этом году, но этого пока недостаточно, чтобы однозначно говорить о том, что рынок предоставления вагонов перестал быть профицитным. Хотя в августе-сентябре текущего года, в период традиционного сезонного оживления перевозок, на фоне передачи парка Федеральной грузовой компании под управление РЖД возник ряд временных сложностей по предоставлению вагонов, и ОАО «РЖД» даже фиксировало дефицит подвижного состава. Мы оцениваем эту тенденцию не как дефицит, а, скорее, как формирование устойчивого спроса на подвижной состав. В целом же мы надеемся, что дальнейшее списание вагонов с истекшим сроком службы в перспективе приведёт к постепенному достижению баланса спроса и предложения на рынке оперирования вагонами.

Александр Сапронов, исполнительный директор ОАО «Первая грузовая компания»:
– С нашей точки зрения, дефицит грузового подвижного состава имеет место, но является локальным, носит временный характер. Образование дефицита вызвано одновременным воздействием нескольких факторов: удлинением сезона завоза щебня, поставками угля под зимний отопительный период, некоторым оживлением отдельных сегментов перевозок. Что касается отстоя вагонов в ожидании модернизации, то процесс возврата вагонов в строй после выполнения модернизации набирает силу, и его динамика будет усиливаться. Это будет компенсировать выбытие вагонов, которые подлежат списанию в связи с истечением сроков службы. Ещё один важный фактор – улучшение эксплуатационных показателей: сокращается оборот вагона, растёт его производительность, меньшим числом вагонов перевозится больше грузов. С учётом названных факторов рассматриваем текущую ситуацию как штатную, рабочую.

Виктор Богданов, советник генерального директора ОАО «ВНИИЖТ»:
– На сети РЖД до сих пор наблюдается профицит подвижного состава, поэтому, на мой взгляд, о недостатке пока что не может быть и речи. И списание устаревших вагонов также не сможет настолько мощно повлиять на ситуацию. С моей точки зрения, это некое «пугало» авторства отдельных собственников вагонов. Сейчас цены на новые вагоны повышены в предвкушении спроса на них. Операторы могут, к примеру, готовить почву: мол, по нынешним ценам с нынешними ставками покупать вагоны – только себе в убыток, в итоге спрос на вагоны будет фактически неоплаченным, а значит, вагонов будет списано гораздо больше, чем операторы смогут купить, вследствие чего образуется дефицит. И на этой волне производители, к примеру, смогли бы снизить цену на продукцию. Но это лишь предположения. Так или иначе, реальной угрозы дефицита я не наблюдаю. Пока мы существенным образом теряем на избытке парка, на простоях вагонов на станциях, увеличении оборота вагонов, снижении производительности как вагонов, так и локомотивов.

Фарид Хусаинов, заместитель председателя Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС):
– В июльских и августовских опросах грузоотправителей тема дефицита вагонов вновь называется одной из главных проблем отрасли. Озабоченность грузоотправителей подтверждается и статистикой: если в январе 2015 года вагонный парк достиг своего исторического максимума – 1,231 млн единиц, то, начиная с февраля, парк снижается. На конец августа его величина составила 1,181 млн единиц (по данным формы 9-д3, публикуемым на сайте РЖД), снижение составило 4,2%. В апреле объём парка снизился до уровня прошлого года, а в мае – до уровня 2013 года. Если уменьшение парка продолжится теми же темпами, то через год мы можем получить реальный дефицит подвижного состава. Конечно, сейчас списываются наиболее старые вагоны, находящиеся в "нерабочем парке", поэтому снижение на 4% не должно напрямую влиять на количество погрузочного ресурса. Но сама динамика парка вызывает у грузоотправителей некоторые опасения, которые транспонируются в рост ставок: ведь важен не только сам реальный дефицит, но и психологическое ощущение грядущего дефицита. Кроме того, субъективно ощущение дефицита, судя по опросам, наиболее сильно выражено у грузоотправителей, пользовавшихся полувагонами АО «Федеральная грузовая компания», которые на условиях «агентской схемы» управляются ЦФТО РЖД. Вполне возможно, что при возврате вагонов в ФГК паника среди грузоотправителей уляжется.
Таким образом, состояние рынка сегодня является результатом кумулятивного воздействия трёх разнонаправленных факторов: снижения парка вагонов, роста ставок операторов и передачи вагонов ФГК под управление РЖД. Я думаю, что примерно к концу ноября будет понятно – столкнёмся ли мы с настоящим и массовым дефицитом вагонов или нынешние волнения грузоотправителей закончатся после адаптации грузоотправителей к некоторому росту ставок и возвращения парка ФГК.

Оригинал
Tags: Гудок
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments