f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Можно ли оценить рентабельность для РЖД перевозки различных грузов?
f_husainov
     Недавно на одном из совещаний я наблюдал как двое человек заспорили о рентабельности перевозок угля, имея в виду рентабельность для перевозчика - для РЖД. Один говорил, что перевозки угля убыточны, другая эмоционально возражала и говорила, что это не так.
     Цифр ни у кого из спорящих под рукой небыло, да и не могло быть, но сама постановка вопроса - интересна.
     Можем ли мы как-то, пусть очень грубо, оценить рентабельность перевозок угля, по сравнению с другими грузами?
     Косвенно - можем.
     На графике ниже показаны доли некоторых важнейших грузов в погрузке и соответствующие доли в доходах (выручке) от грузовых перевозок.

   
     Понятно, что для среднего груза эти доли были бы равны. Для группы "нефть и нефтепродукты" доля в доходах в 1,7 раза превышает долю в погрузке, это значит, что одна погруженная тонна нефти и нефтепродуктов приносит в 1,7 раза больше дохода чем средний груз (т.е. чем 1 тонна из всех вместе взятых грузов). Для угля, как мы видим, картина обратная - доля угля в доходах составляет две трети (65 %) от доли угля в погрузке, значит в среднем одна тонна угля приносит РЖД доходов на 35 % меньше, чем средняя тонна груза (т.е. чем количество дохода, которое в среднем приносит весь объём перевозок в расчёте на одну тонну).
     Согласно годовому отчёту ОАО "РЖД" за 2012 гож доходы от грузовых перевозок составили 1088,8 млрд. руб., а расходы по грузовым перевозкам - 1027,8 млрд. руб. Средняя рентабельность грузовых перевозок получается 105,9 % (или + 5,9 % или в долях единицы - 1,059).
     Приняв, что средний груз перевозится с рентабельностью 105,9 % (или + 5,9 %) и составив пропорцию, получим, что рентабельность перевозок нефти и нефтепродуктов примерно 181 % (или + 81 %), а рентабельность перевозки угля -соответственно 69 % (или минус 31 %).
     Вместо долей в погрузке можно взять доли в грузообороте, и тогда мы получим не рентабельность перевозки для каждой принятой к перевозке тонны груза, а рентабельность 1 т-км. К сожалению, у меня нет данных по долям в грузообороте всех грузов.
     Есть только по углю.По углю доля в грузообороте составила в 2012 г. 34,7 %, а в 2013 - 36,6 %.Таким образом, разница между долей в доходах и долей в грузообороте ещё больше, чем между долей в доходах и долей в погрузке (не 65 %, а 42 %). Следовательно разброс между средним грузом и углём при расчёте доходной ставки за 1 т-км (и её условной рентабельности) будет ещё больше.
    Вывод: да, если рассматривать перевозку угля как отдельную услугу, то эта услуга в целом - не рентабельна (убыточна) для ОАО "РЖД". Если мы рассматриваем расходы РЖД в целом. Иначе говоря, доход от перевозки угля не покрывает суммы зависящих и независящих расходов.
     Вместе с тем, этот простой ответ, строго говоря, является неполным. Поскольку если мы посмотрим на экономику РЖД с точки зрения не всех расходов в сумме, а отдельно условно-постоянных (независящих) и условно-переменных (зависящих) расходов, то окажется, что иногда услугу выгодно оказать даже если она не покрывает всех расходов, а покрывает только зависящие (условно-переменные). Но об этом - как-нибудь в следующий раз.

?

Log in

No account? Create an account