f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Можно ли оценить рентабельность для РЖД перевозки различных грузов?

     Недавно на одном из совещаний я наблюдал как двое человек заспорили о рентабельности перевозок угля, имея в виду рентабельность для перевозчика - для РЖД. Один говорил, что перевозки угля убыточны, другая эмоционально возражала и говорила, что это не так.
     Цифр ни у кого из спорящих под рукой небыло, да и не могло быть, но сама постановка вопроса - интересна.
     Можем ли мы как-то, пусть очень грубо, оценить рентабельность перевозок угля, по сравнению с другими грузами?
     Косвенно - можем.
     На графике ниже показаны доли некоторых важнейших грузов в погрузке и соответствующие доли в доходах (выручке) от грузовых перевозок.

   
     Понятно, что для среднего груза эти доли были бы равны. Для группы "нефть и нефтепродукты" доля в доходах в 1,7 раза превышает долю в погрузке, это значит, что одна погруженная тонна нефти и нефтепродуктов приносит в 1,7 раза больше дохода чем средний груз (т.е. чем 1 тонна из всех вместе взятых грузов). Для угля, как мы видим, картина обратная - доля угля в доходах составляет две трети (65 %) от доли угля в погрузке, значит в среднем одна тонна угля приносит РЖД доходов на 35 % меньше, чем средняя тонна груза (т.е. чем количество дохода, которое в среднем приносит весь объём перевозок в расчёте на одну тонну).
     Согласно годовому отчёту ОАО "РЖД" за 2012 гож доходы от грузовых перевозок составили 1088,8 млрд. руб., а расходы по грузовым перевозкам - 1027,8 млрд. руб. Средняя рентабельность грузовых перевозок получается 105,9 % (или + 5,9 % или в долях единицы - 1,059).
     Приняв, что средний груз перевозится с рентабельностью 105,9 % (или + 5,9 %) и составив пропорцию, получим, что рентабельность перевозок нефти и нефтепродуктов примерно 181 % (или + 81 %), а рентабельность перевозки угля -соответственно 69 % (или минус 31 %).
     Вместо долей в погрузке можно взять доли в грузообороте, и тогда мы получим не рентабельность перевозки для каждой принятой к перевозке тонны груза, а рентабельность 1 т-км. К сожалению, у меня нет данных по долям в грузообороте всех грузов.
     Есть только по углю.По углю доля в грузообороте составила в 2012 г. 34,7 %, а в 2013 - 36,6 %.Таким образом, разница между долей в доходах и долей в грузообороте ещё больше, чем между долей в доходах и долей в погрузке (не 65 %, а 42 %). Следовательно разброс между средним грузом и углём при расчёте доходной ставки за 1 т-км (и её условной рентабельности) будет ещё больше.
    Вывод: да, если рассматривать перевозку угля как отдельную услугу, то эта услуга в целом - не рентабельна (убыточна) для ОАО "РЖД". Если мы рассматриваем расходы РЖД в целом. Иначе говоря, доход от перевозки угля не покрывает суммы зависящих и независящих расходов.
     Вместе с тем, этот простой ответ, строго говоря, является неполным. Поскольку если мы посмотрим на экономику РЖД с точки зрения не всех расходов в сумме, а отдельно условно-постоянных (независящих) и условно-переменных (зависящих) расходов, то окажется, что иногда услугу выгодно оказать даже если она не покрывает всех расходов, а покрывает только зависящие (условно-переменные). Но об этом - как-нибудь в следующий раз.
Tags: Заметки, Статистика транспорта, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments