f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Комментарий к Индексу качества за август 2015

Текст моего очередного комментария к августовскому опросу в рамках проекта "Индекс качества..." журнала "РЖД-Партнер" и газеты "Гудок"

Комментарии к Отчёту

Исследования в сфере оценки потребителями качества услуг на рынке грузоперевозок жд транспортом за август 2015 года

Ключевой проблемой августа стало возвращение признаков дефицита подвижного состава. Показатель удовлетворённости наличием вагонов снизился на 7 п.п. ниже уровня июля.

В отчёте отмечается:

«Большинство из опрошенных респондентов жалуются на катастрофическую нехватку парка. «Колоссальный дефицит вагонов. Особенно люковых полувагонов. С глуходонными также серьезная проблема. Крайне сложно найти нужный подвижной состав», - отмечает отправитель

Причин такого положения дел две.

Во-первых, общее сокращение вагонного парка. Как известно, в январе 2015 вагонный парк достиг своего исторического максимума – 1231, 6 тыс. единиц. Но, начиная с января, все последующие месяцы - с февраля по август парк снижается. На конец августа 2015 г. его величина составила 1181,0 тыс. единиц (по данным ф. 9-д3).

Т.е. парк вагонов к концу августа снизился на 4,2 % ниже уровня января.

Второй причиной стала очередная (четвёртая за последние несколько лет) попытка передать вагоны ФГК под управление РЖД (в данном случае – ЦФТО РЖД).

В отчёте по итогам интервью респондентов отмечено следующее:

«Многие существующие сложности с обеспечением погрузочными ресурсами действительно связывают с пертурбациями в ФГК: «В августе мы недополучили 40% вагонов, причина осталась непонятной, и все наши попытки поговорить с представителями ФГК окончились невнятными оправданиями – мол, у нас смена руководства и реструктуризации самой компании».»

И действительно, очередные эксперименты по передаче парка в управление РЖД, совпавшее по времени с пиком перевозок строительных грузов усугубили сразу несколько проблем – как обеспечение вагонами, так и процесс согласования заявок.

Так, в интервью грузоотправителей отмечается:

«Однако тем отправителям, которые в основном работали с парком ФГК, по новому порядку заявки теперь надо согласовывать через ЦФТО, а это, по признанию большинства, довольно долго. «В августе у нас уходило на согласование 4-5 суток, в то время как раньше, до передачи парка ФГК под управление ОАО «РЖД» и начала работы непосредственно через ЦФТО, это происходило день в день», - вздыхает грузовладелец. Другой, также крайне скромно оценив свою удовлетворенность оперативностью согласования заявки на перевозку, добавил, что текущая ситуация с ФГК и ЦФТО неизбежно тянет показатель оперативности вниз. Крупных поставок в августе было много, и согласовывались они долго. «Если говорить о мелких операторах, то задержки составляли 1-2- дня, а ФГК и ЦФТО задерживали согласование до 2 недель»».

Таким образом, как и предупреждали многие эксперты, передача вагонов операторской компании в управление «РЖД» приводит к существенному ухудшению качества транспортного обслуживания грузовладельцев и снижению показателей удовлетворённости работой ОАО «РЖД».

Заметим, что в среде грузоотправителей заключаются пари, продержится очередная схема управления РЖД вагонами ФГК до конца октября.

В этой связи, особенно странными выглядят предложения, сформулированные Минэкономразвития в Проекте новой «Целевой модели рынка», в которой предлагается «формирование объединённого парка грузовых вагонов, который будет управляться по единой технологии общесетевым перевозчиком».

Транспортному сообществу и, в особенности регуляторам предстоит осмыслить и отрефлексировать фундаментальный антагонизм, присущий этому сегменту рынка: выбор между двумя взаимоисключающими векторами развития – к большей централизации или к большей клиентоориентированности.

30.09.2015

Tags: Заметки, Индекс качества
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments