f_husainov


f_husainov

Ф.И. Хусаинов


Previous Entry Share Next Entry
Железные дороги СССР и США: оборот вагона и коэфф. пор. пробега
f_husainov
     При обсуждении особенностей эксплуатационной работы, часто сравнивают железные дороги СССР и США (поскольку по большинству показателей они оизмеримы). Сторонники возврата к плановой советской модели часто говорят, что она обеспечивает лучшие эксплуатационные показатели. И - формально - они правы. Но возникает один вопрос: если мы так хотим минимизации порожнего пробега и оборота вагона, то является ли фетишизация этих показателей, почти священное поклонение им - признаком хорошей работы?
     Или эти показатели важны, но в ряду других показателей и абсолютизировать их не нужно? Или даже (покощунствую)  - совсем не важны?
     Что бы ответить на этот вопрос можно посмотреть на железные дороги США, которые развивались естественным - рыночным путём, и у которых, соответственно в этом отношении более "здоровая наследственность". Переживают ли они по поводу своих оборота вагона и коэффициента порожнего поробега?
     Ко мне несколько раз обращались разные эксперты - как из РОАТ МИИТ, так и из ИПЕМ с просьбой - нет ли у меня рядов данных по этим показателям? Раньше у меня были только отрывочные данные либо за один год либо "в среднем" непонятно за какой период (по США).
     Но вот недавно я обнаружил очень любопытное издание - справочник, изданный "под эгидой" МПС России в 1992 г. под названием "Динамика развития железнодорожного транспорта и перспективы формирования инфраструктуры рынка" (составители - Н.П. Терёшина, А.В. Ушков). Приведу два графика, построенных по данным, почерпнутым оттуда.


                                                                       Рис.1



                                                                          Рис.2.
     Как видите, графики подтверждают тезисы высказаные ранее (например, тут или здесь).
     Да, в рыночных условиях можно допустить высокий коэффициент порожнего пробега, если благодаря этому перевозки, например, кольцевыми маршрутами, обеспечат высокую скорость, надёжность и ритмичность. Последние показатели - надёжность и ритмичность важны для грузоотправителя (грузополучателя) и если в жертву "коммерческой эффективности" приносится "технологическая" эффективность, то в этом нет ничего страшного, а даже - наоборот.

  • 1
Я бы обратил внимание на способ подсчета этих показателей. Например, при подсчете оборота вагона в России, скорее всего, учитывается только так называемый рабочий парк. Происходит это от непонимания экономической сущности оборота. Стоящие вагоны - чистый убыток и его нельзя не учитывать.

Да, Вы правы. Собственно, реформа учёта вагонов рабочего парка, которая так изменила все показатели начиная с 2010 г (когда рабочий парк скачкообразно вырос, а, вслед за ним, так же скачкообразно вырос оборот вагона и упала производительность вагона) и была задумана для того, что бы немного привести эти показатели в соответствие с реальностью.
Немного об этом есть вот тут, в моей статье в альманахе "Вектор транспорта": http://f-husainov.narod.ru/vect3_2015ovliyaniioperatorov.pdf

  • 1
?

Log in

No account? Create an account