f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Железные дороги СССР и США: оборот вагона и коэфф. пор. пробега

     При обсуждении особенностей эксплуатационной работы, часто сравнивают железные дороги СССР и США (поскольку по большинству показателей они оизмеримы). Сторонники возврата к плановой советской модели часто говорят, что она обеспечивает лучшие эксплуатационные показатели. И - формально - они правы. Но возникает один вопрос: если мы так хотим минимизации порожнего пробега и оборота вагона, то является ли фетишизация этих показателей, почти священное поклонение им - признаком хорошей работы?
     Или эти показатели важны, но в ряду других показателей и абсолютизировать их не нужно? Или даже (покощунствую)  - совсем не важны?
     Что бы ответить на этот вопрос можно посмотреть на железные дороги США, которые развивались естественным - рыночным путём, и у которых, соответственно в этом отношении более "здоровая наследственность". Переживают ли они по поводу своих оборота вагона и коэффициента порожнего поробега?
     Ко мне несколько раз обращались разные эксперты - как из РОАТ МИИТ, так и из ИПЕМ с просьбой - нет ли у меня рядов данных по этим показателям? Раньше у меня были только отрывочные данные либо за один год либо "в среднем" непонятно за какой период (по США).
     Но вот недавно я обнаружил очень любопытное издание - справочник, изданный "под эгидой" МПС России в 1992 г. под названием "Динамика развития железнодорожного транспорта и перспективы формирования инфраструктуры рынка" (составители - Н.П. Терёшина, А.В. Ушков). Приведу два графика, построенных по данным, почерпнутым оттуда.


                                                                       Рис.1



                                                                          Рис.2.
     Как видите, графики подтверждают тезисы высказаные ранее (например, тут или здесь).
     Да, в рыночных условиях можно допустить высокий коэффициент порожнего пробега, если благодаря этому перевозки, например, кольцевыми маршрутами, обеспечат высокую скорость, надёжность и ритмичность. Последние показатели - надёжность и ритмичность важны для грузоотправителя (грузополучателя) и если в жертву "коммерческой эффективности" приносится "технологическая" эффективность, то в этом нет ничего страшного, а даже - наоборот.
Tags: История железных дорог, Статистика транспорта
Subscribe

  • Умер Янош Корнаи

    Позавчера, 18.10.2021 г. умер великий венгерский экономист Янош Корнаи, автор культовой среди экономистов 1980-90-х годов книги "Экономика…

  • Умер П.Б. Маневич

    Пришла грустная новость: от коронавируса умер учёный из ВНИИЖТа, кандидат экономических наук, специалист в области экономики железнодорожного…

  • С.М.Гуриев "Цена популизма"

    Любопытное интервью С.М. Гуриева в программе "Полный Альбац" на Эхо Москвы под названием " Цена популизма". Но речь там идёт не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments