f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Динамика расходов РЖД

     Одной из важнейших тем, изучаемых в курсе "Экономика железнодорожного транспорта" является тема, посвящённая эксплуатационным расходам. О динамике и структуре этих расходов в исторической ретроспективе я, возможно, напишу здесь, в ЖЖ позднее, а сегодня обратимся к данным за последние годы. Для этого воспользуемся пуликуемыми на сайте "РЖД" "Консолидированными отчётами о прибылях и убытках" на 31 декабря каждого года (соответствующая страница выглядит примерно так). Иногда по истечении года цифры за предыдущий год немного корректируются, поэтому будем брать самую последнюю цифру.
     Итак, посмотрим на раздел "Операционные расходы":
                                                                                                                                                                                     Таблица 1


Источник: Консолидированная финансовая отчётность ОАО "РЖД" по международным стандартам

     Эту таблицу я привёл, что бы у читателя перед глазами были все исходные данные, по которым пишется этот пост и рисуются все размещённые ниже графики. Обычно же в учебниках по "Экономике транспорта" количество расходных статей сокращают до 6-7 самых главных. Таблица будет выглядеть примерно так:
                                                                                                                                               
                                                                                                                                                                                     Таблица 2

В строке «Остальные расходы» учтены следующие статьи: Налоги (кроме налога на прибыль); Коммерческие расходы; Расходы по сомнительным долгам; Социальные расходы; Убытки от обесценения ОС и нематериальных активов

Графически динамика расходов в млрд. руб приведена на рис.1:


                                                                                                 Рис. 1.

     Если мы уберём с графика линию "Итого операционные расходы", что бы внимательнее посмотреть на динамику отдельных элементов, то порлучится следующая картина:


                                                                                                  Рис.2.

     Соответственно, структура расходов, в процентах от итога будет выглядеть так:
                                                                                                                                                                                   Таблица 3



     Рост доли позиции "Закупленные экспедиторские и логистические услуги" с 0,3 % всех расходов в 2012 г. до 6,6 % в 2013, насколько я понимаю, связан с приобретением компании "Gefco" (на графике этой статьи расходов нет, но в таблицах эти данные есть).
     Ну и последнее, данные табл. 2 можно представить не в абсолютном виде (в млрд. руб)., а в относительном - в темпах роста каждой из статей расходов к предыдущему году. Точнее - не в темпах роста, а в процентах к соответствующему периоду предыдущего года. Подобное представление позволяет судить о темпах роста каждой статьи расходов отдельно.

                                                                                                                                                                                    Таблица 4

nbsp;
     Таким образом, если в 2010-2013 гг. темпы роста расходов "РЖД" были велики (особенно в 2011 и 2013 гг.) и существенно превышали темпы роста цен в целом по экономике, то в 2014 г. зафиксировано их сокращение.
     Кстати, упреждая вопросы читателей о том, почему доля заработной платы в расходах так велика, должен отметить два момента. Во-первых, это специфика таких отраслей, которые сами не производят некую продукцию, а являются "обслуживающими" относительно остальной промышленности, например, аналогичная ситуация у трубопроводного или речного транспорта. А во-вторых, если посмотреть на показатель доля заработной платы в расходах МПС в исторической ретроспективе, то, например в 1975 г. эта доля составляла 36,9 %, в 1965 г. - 39,6 %, а в 1955 - 42,7 %.

     Продолжение темы - здесь.
Tags: Заметки, Статистика транспорта, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments