f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

О себестоимости ЖД и авто грузовых перевозок

     Практически во всех учебниках, справочниках и монографиях, посвящённых экономике транспорта приводят данные о том, как различается себестоимость перевозки на различных видах транспорта. Из этих данных мы видим, что себестоимость перевозок автомобильным транспортом, как правило существенно (в 10, в 15 или в 20 раз) превышает себестоимость перевозок железнодорожным транспортом. Разумеется, это если вести речь о себестоимости в целом по всем перевозкам соответствующего вида транспорта, а не для какого-то отдельно выбранного расстояния (очевидно, что если поставить задачу посчитать, например себестоимость перевозки авто и жд на конкретное расстояние, например, на 50 км., то себестоимость жд перевозки будет не в 10 раз ниже, а в 10 раз выше из-за высокой доли начально-конечных операций и более высокой себестоимости вывозных и передаточных поездов, по сравнению, например, с маршрутными).
     Что бы не быть голословным, приведу несколько примеров из наиболее авторитетных учебников в хронологическом порядке.
1) Вот, например, какие данные приводятся в вузовском учебнике по экономике транспорта  под ред. д.э.н.С.К. Данилова 1955 г. издания:


Источник: Экономика транспорта / А.Е. Гибшман, С.К. Данилов, В.И. Дмитриев, Е.Д. Хануков и др. Под ред. С.К. Дмитриева - М.: Трансжелдориздат, 1955. С.119

     2) Обратимся к фундаментальному двухтомному "Экономическому справочнику железнодорожника" под редакцией д.э.н. Б.И. Шафиркина, изданному в 1978 г. Если говорить о разнице себестоимостей в грузовом сообщении, то она, например, в 1975 году,  20-кратная (авто - 50,51 коп/10 т-км, а жд - 2,48 коп/ 10 т-км.):


Источник: Экономический справочник железнодорожника / А.П. Абрамов, М.Г. Ахшарумова и др.; Под ред. Б.И. Шафиркина - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Транспорт, 1978. - ч.1. С.46.

     3) Теперь возьмём самый солидный учебник по дисциплине "Единая транспортная система" 1996 года, который, собственно весь и посвящён сравнительному анализу разных видов транспорта. В 1995 г. разброс почти 13-кратный (390,5 руб/10 прив. т-км у железнодорожников против 5000 руб/10 прив. т-км. у автомобилистов):


Источник: Единая транспортная система: учеб. для вузов / В.Г. Галабурда, В.А. Персианов, А.А. Тимошин и др.; Под ред. В.Г. Галабурды - М.: Транспорт, 1996. С.175.

     4) Обратимся теперь к выпущенной в 2004 г. издательством "Маршрут" (Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте) монографии тогдашнего вице-президента ОАО "РЖД", д.э.н. Б.М. Лапидуса. Разница себестоимостей авто и жд транспорта по данным для 2001 года - более, чем 13-кратная (железнодорожный принят за 1, авто  равен 13,59).


Источник: Лапидус Б.М. Техническая политика как инструмент реализации экономической стратегии на железнодорожном транспорте. Подходы к методологии: Монография - М.: Маршрут, 2004. С.10.

     5) Возьмём нынешний "главный" учебник по "Экономике железнодорожного транспорта", по которому обучаются студенты всех железнодорожных вузов страны - под редакцией Н.П.Терёшиной, Б.М.Лапидуса и М.Ф. Трихункова. Учебник выдержал несколько изданий (последнее уже без третьего редактора - М.Ф.Трихункова); возьмём два последних - 2-е - 2001 года и 3-е  - 2011 года (было ещё промежуточное - 2006 г., гно оно выходило только в электронном виде и там таблица с себестоимостями перевозки разными видами транспорта дублировала аналогичную таблицу из издания 2001 г.).
     В издании 2001 г. (табл. 5.3. на стр. 52) данные только по приведённым тонно-км (т.е. разрыв будет по-меньше, чем только по грузовым), но, тем не менее и здесь разрыв в 14,5  раз (0,67 руб/10 прив. т-км. у железнодорожного транспорта против 9,7 руб/10 прив. т-км. у автомобильного)

Источник: Экономика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. трансп. / Под ред.Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова - М.: УМК МПС России, 2001. - С. 52.

     6) Теперь обратимся к изданию того же учебника 2011 г. Здесь данные о себестоимости обновлены (а остальные данные - те же) разрыв в 13,7 раза (0,78 руб/10 прив. т-км. у железнодорожного транспорта против 10,7 руб/10 прив. т-км. у автомобильного)

Источник: Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса - М.: ФГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2011. С.101

     Есть ещё более "свежий" учебник (под ред. Н.П. Терёшиной, Л.П. Левицкой и Л.В. Шкуриной) - 2013 года выпуска, он не для вузов, а для техникумов. Там тоже есть аналогичная таблица, но данные в ней идентичны тем, что в учебнике для вузов 2011 г. (себестоимость по жд там вместо 0,78 - 0,48 -по всей вероятности, это опечатка; все остальные цифры - полностью тождественные). Поэтому нет смысла здесь её приводить.

     Почему я обращаю внимание на эти данные?
     Двумя важнейшими причинами более низкой себестоимости жд перевозок являются удельная грузоподъёмность транспортного средства и высокая средняя дальность. Грубо говоря перевезти 5000 тонн на 2000 км в расчёте на 1 тонну дешевле, чем 20 тонн на 20 км.
     Оставим дальность пока за скобками и поговорим про грузоподъёмность.
     Источником высокой "грузоподъёмности" (в широком смысле слова) железнодорожного транспорта является то, что вагоны едут не по земле и даже не по асфальту, а - по рельсам. Рельсы, инфраструктура являются источником более экономичного перемещения груза, более низкой себестоимости перевозки 1 тонны.
     В этой связи, когда очередной железнодорожный начальник говорит "мы находимся в неравных условиях по сравнению с автомобильным транспортом, он же не платит за инфраструктуру, а железнодорожники - платят" и предлагает "пусть государство финансирует нашу инфраструктуру", то возникает вот какая мысль.
     Железнодорожная инфраструктура - это именно тот элемент технологического комплекса, который обеспечивает более низкую себестоимость перевозки, а следовательно положительно влияет на уровень конкурентоспособности железнодорожного транспорта. С точки зрения железнодорожника, конечно приятно, если гос. бюджет поддержит один из элементов моего технологического комплекса. Но если посмотреть на ситуацию "извне", с точки зрения не сотрудника РЖД или операторской компании или сотрудника железнодорожного вуза, - а совсем со стороны т.е. просто с точки зрения логики, то возникнет довольно неудобный вопрос. Почему собственник железнодорожной инфраструктуры просит в конкурентной борьбе с другим видом транспорта поддержать именно тот элемент своего технологического комплекса, который и является источником повышения конкурентоспособности? Это ведь всё равно, что издать указ, согласно которому, каждому, кто получил в наследство от бабушки более 1 млн. рублей, добавить из бюджета ещё 1 млн. рублей.
     Более того, если инфраструктуру финансировать из государственного бюджета, то получится, что автомобилисты во-первых, финансируют своего конкурента, во-вторых - не просто финансируют, а обеспечивают для своего конкурента снижение себестоимости (т.е. повышают конкурентоспособность своего конкурента). И, наконец, если из -грубо говоря из 10 предприятий услугами железнодорожного транспорта пользуются только 2, то остальные 8 - финансируют коммерческую компанию, услугами которой не пользуются. Последнюю мысль можно развить в контексте "проблемы безбилетника" или проблемы отриательных экстерналий, но это уже, как-нибудь в другой раз.
Tags: Заметки, Статистика транспорта, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Два видео о протестах в США

    Продолжается общественная рефлексия на тему протестов в США. На эту темы вышло много любопытных материалов, отмечу два из них с не вполне одинаковой…

  • Карл Поппер о методе социальных наук

    Карл Поппер о методе социальных наук Старый спор Одна из тем, которую часто обсуждают представители социальных наук — это отличия…

  • Р.Докинз "Разоблачение постмодернизма"

    В прошлом году П.Усанов на конференции "Капитализм и свобода" сделал прекрасный доклад ("Хайек и Жижек", кажется, он назывался)…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments