f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Актуальность Бастиа

     Фредерик Бастиа прославился как экономист, разоблачавший с помощью своих притч и эссе логику различных жуликов, которые апеллировали к государству, к регуляторам или к идеям протекционизма. Бастиа писал свои притчи в первой половине XIX века.
     Один из его самых знаменитых очерков - это "Прошение фабрикантов сальных и стеариновых свечей..." (из книги "Экономические софизмы"), в которой национальные (Французкие) производители стеариновых свечей обращаются к правительству за государственной поддержкой против иностранной конкуренции - солнечного света. И обосновывают свою просьбу о поддержке, разумеется, интересами "национальной промышленности".
     Казалось бы, экономическая наука прошло довольно большой путь и сегодня тот уровень аргументации, который в первой половине XIX века уже подвергался насмешкам, тем более невозможен.
     Ан нет! В нашей железнодорожной отрасли это пока не предмет шуток, а самая обычная дискуссия. Всерьёз.
     Уровень дискуссии иллюстрирует забавный материал на сайте "РЖД-Партнера"  под названием "Старые вагоны надо сделать неконкурентоспособными". Ей-богу, это не я придумал эти предложения, что бы рассказывать студентам о самых гротескных предложениях по борьбе с рынком с помощью апелляции к регуляторам. Эти предложения сформулировал некто А. Соколов, часть выступления которого опубликовал сайт "РЖД-Партнер". И это не пародия, это совершенно всерьёз.
Комментировать это я не буду, просто сохраню тут эту цитату (когда возьмусь писать учебное пособие по истории экономической мысли в главе о Бастиа обязательно использую этот современный пример): "Минтрансом предложено ввести компенсацию за счет собственников «плохих» вагонов (т.е. старых и приводящих к преждевременному износу железнодорожной инфраструктуры) (...) Кроме того, должна быть компенсация собственниками вагонов I поколения (т.е. выпуска до 1988 г.) недополученных доходов государства в условиях дефицита пропускной способности основных магистралей. Это означает своего рода обязательный сбор для тех, кто не хочет списывать морально устаревший подвижной состав. (...) «Подобные меры должны усложнить использование старых вагонов, которые не создают добавленной ценности (бюджетной эффективности) для государства, и тем самым стимулировать выбытие морально устаревшего подвижного состава из оборота», - уточнил А. Соколов. Это должно привести к сокращению профицита парка, что позволит эффективнее управлять движением на сети РЖД".
     Конец цитаты.
     Впрочем, эта цитата подвигает меня к мысли, что стоит написать очерк "Фредерик Бастиа и железнодорожная отрасль", в котором собрать все наиболее "яркие" примеры подобных софизмов, когда хозяйствующие субънкты обращаются к регуляторам за разного рода "помощью" для борьбы с "солнечным светом".
Tags: Заметки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments