f_husainov (f_husainov) wrote,
f_husainov
f_husainov

Categories:

Эффект кобры?

Странная история. ФСТ, в рамках выполнения поручения Правительства предложило меры по компенсации т.н. "некомпенсируемых затрат", возникающих у ОАО "РЖД" - цитирую - «при эксплуатации технически неисправных вагонов, в связи выполнением работ по направлению вагонов в текущий отцепочный ремонт (ТОР) по причинам, зависящим от собственника подвижного состава».

Сразу оговорюсь - прошу не путать эту тему с включением расходов на ТОР в тариф, об этом я позже тут тоже напишу.

А сейчас речь идёт о предложениях по компенсации "некомпенсируемых затрат", которые ФСТ озвучило перед общественностью 1 июня 2015 г. О самих по себе предложениях, будет ещё повод написать, а сейчас я хочу коснутся только одного аспекта этой темы.

Основная мотивация этих предложений звучит в документах ФСТ так: «Меры тарифного регулирования, направленные на стимулирование обновления вагонного парка». Иначе говоря, в основе всех этих предложений лежит идея о том, что т.к. старые вагоны попадают в текущий отцепочный ремонт чаще, чем новые, перераспределение тарифной нагрузки на владельцев старых вагонов приведёт к стимулированию собственников к приобретению новых вагонов и к дестимулированию эксплуатации старых.

Но так ли это на самом деле?

Я попросил данные о количестве отцепок за 5 месяцев 2015 года. Мне прислали справку ЦВ об отцепках в ТР-2 (далее в тексте этого поста везде речь идёт об отцепках в ТР-2). Посмотрим на эти данные. Оказалось, что из 314 тысяч случаев отцепок в ТР-2 примерно треть - 100,6 тыс. случаев приходится на вагоны, возрастом от 1 до 5 лет. Ниже на рис. 1 показано распределение количества отцепок по "возрастам" вагонов.


                                                               Рис.1

На рис. 2 те же данные приведены в процентах от общего количества отцепок:

                                                      Рис.2

На рис. 3 те же данные, что и на рис.2, но в другом - более наглядном - виде.



                                                 Рис.3

Мы видим, что 32 % всех отцепляемых в ТОР вагонов - это вагоны возрастом от 1 до 5 лет, а на диапазон от 1 до 10 лет приходится более 56 % всех отцепок (32%+24%=56%).

Я сейчас не говорю о том - хорошо или плохо то, что регулятор стимулирует собственников вагонов к тому или иному поведению, это вопрос отдельный и большой, тут одним постом не обойтись.

Я сейчас говорю о другом: те цели, которые регулятор провозгласил, судя по всему не только не достигаются его (регулятора) предложениями, но, возможно даже эти предложения будут стимулировать поведение совершенно противоположное тому, которое ожидается.

И вот вопрос - это классический "эффект кобры"? Или настоящие цели отличаются от провозглашаемых в документах?

P.S. Позже (т.к. сейчас не в офисе, а в поездках) постараюсь сделать графики распределения эксплуатируемого в РФ парка вагонов по возрастам, что бы можно было посмотреть более детально попадание в ТОР в каждой "возрастной группе" относительно количества вагонов соответствующей возрастной группы.
     Возможно, полезно отдельно выделить т.н. инновационные" вагоны, которые сегодня составляют примерно 2 % от всего эксплуатируемого в стране вагонного парка (по некоторым данных у таких вагонов попадание в ТОР ниже, во всяком случае, если говорить о тех случаях, которые фиксирует отчётность РЖД; впрочем тут тоже есть одно "туманное облачко", пользуясь выражением Макса Планка).

Tags: Железнодорожные тарифы, Заметки, РЖД, Экономика ж.д. отрасли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments